Jan 27, 2014 12:48
Пожалуй, фильм «Глаза змеи», который почему-то неважно прошёл в американском прокате да и за пределами США, едва сумев сравняться по кассовым сборам в мире с общей суммой, потраченной на производство и продвижение картины, стал последней удачной работой Брайана Де Пальмы. Поскольку из последующих пятнадцати лет его творческой деятельности можно выделить только ленту «Отредактировано» (у нас по непонятной причине обозвали прямопротивоположно - «Без цензуры»), своего рода римейк одного из самых жёстких, честных и бескомпромиссных произведений Де Пальмы - «Военные потери», но уже не о войне во Вьетнаме, а о пребывании контингента американских войск в Ираке. И фильм «Глаза змеи» тоже знаменует возврат режиссёра к фирменным триллерам вполне в духе обожаемого им Альфреда Хичкока - например, интересно было бы сопоставить с «Проколом» самого Брайана Де Пальмы, так как нагнетание в сюжете типичного саспенса сопряжено с политической подоплёкой (во время весьма статусного боксёрского матча происходит убийство министра обороны США).
Кстати, открывающая сцена, которая длится 12,5 минут, пусть и содержит почти неуловимые монтажные склейки (их всё-таки насчитали восемь, хотя заметнее лишь четыре), производит сильное впечатление благодаря умелому вовлечению зрителей в происходящее - в кулуарах боксёрского матча и непосредственно около ринга. Тут безусловно узнаётся истинный Де Пальма, который в данном случае искусно использует съёмки с помощью «стедикама», внедряя оператора в толпу, подогретую спортивным азартом, и практически обманывая нас вместе с героем, полицейским Рик Санторо, тоже не замечающим того, как в этот момент буквально рядом с ним готовится покушение на высокопоставленного чиновника из Белого дома. А затем всё начинает вновь и вновь прокручиваться, как видеоплёнка, на которой зафиксировано происшедшее, и первоначально ускользнувшие от внимания детали заставляют иначе воспринять, кто и зачем совершил убийство.
Однако кроме чисто жанрового и стилевого интереса к данной картине Брайана Де Пальмы, следовало бы отметить довольно необычный для него «человеческий поворот» поведанной истории. Ведь можно говорить не столько о профессиональном проколе того, кто обязан по долгу службы обеспечить безопасность и порядок на публичном мероприятии, тем более в присутствии «крупной шишки из Вашингтона», но о психологическом и эмоциональном просчёте представителя закона, слишком доверившегося собственным чувствам в ущерб делу. Разумеется, Санторо не идеален и даже имеет немало грешков разного плана, что потом ему непременно припомнят. И вообще невоздержан и импульсивен, азартен и склонен к риску, как игрок по жизни, а не только тот, кто делает сомнительные ставки, готов на всякие подлоги и мошенничество. Когда же окажется припёртым к стенке и будет вынужден совершить трудный выбор, Рик Санторо поступит честно и самоотверженно. Этому герою Николаса Кейджа несомненно веришь! Гипнотизирующему взгляду змеи он неподвластен.
Оценка - 6,5 (из 10).