«Есть много путей вниз»

Jan 30, 2014 01:03

Хотя на самом-то деле у меня случилось всё наоборот, но лучше бы смотреть первые режиссёрские работы Эриха фон Штрогейма в хронологическом порядке, чтобы убедиться, насколько он рос в плане владения профессией, а главное - ища и находя новый для того времени тип кинематографического повествования, который ведь и позже всё-таки редко использовался в американском кино. Разумеется, Штрогейм немало перенял у своего непосредственного учителя Дэвида Уорка Гриффита - например, весьма интересно, как он применяет ближе к финалу фильма «Глупые жёны» успевший стать классическим гриффитовский параллельный монтаж. А эпичность рассказа, проявившаяся затем в «Алчности», тоже воспринята у Гриффита.
Однако наиболее принципиальным для определения собственной манеры Эриха фон Штрогейма следовало бы считать то, как он - представитель европейской культуры, по-своему вписался в кинематограф США, а точнее было бы сказать - пытался отвоевать себе место под солнцем Голливуда, но довольно быстро оказался не ко двору и фактически изгнан из режиссуры, продолжая подвизаться лишь в качестве актёра. И впоследствии мало кто в американском кино хотел развить традиции Штрогейма да и был способен на это. Вероятно, только Роберт Олтмен многие десятилетия спустя создал особый мир на экране, работая подчас в самых разных жанрах, но сохраняя некую ироническую, сатирическую, язвительную интонацию при описании человеческих нравов, впрочем, делая это ещё заострённее и хлеще. Но кто знает - не по этому ли пути пошёл бы Эрих фон Штрогейм в 30-е годы, поскольку его картины второй половины двадцатых больше свидетельствовали о желании снимать едко и саркастично.
Хотя и в упомянутой ленте «Глупые жёны», созданной в 1921 году, автор склонен к драматической сатире, живописуя поведение фальшивого графа Карамзина, авантюриста и мошенника, который вместе со своими ложными кузинами, выдающими себя за русских княжон, занимается распространением поддельных тысячефранковых купюр, а всё происходит в Монте-Карло, где сущий «Рай в Преисподней», как гласит один из титров, кстати, сочинённых порою в стиле стёбного лиризма, если тогда вообще могло существовать представление о стёбе. Но ведь Штрогейм позволяет себе ещё одну, как сказали бы сейчас, постмодернистскую шутку, когда жена американского посла, в доверие к которой хочет втереться выдуманный граф Карамзин в исполнении самого постановщика, читает роман «Глупые жёны», принадлежащий перу Эриха фон Штрогейма. А уж припомнив то, что и баронский титул этот пришлый австриец, в общем-то, присвоил для звучности имени, вполне стоило бы говорить о стремлении творца разыгрывать зрителей и критиков, создавать мифы и иллюзии практически на пустом месте, чем потом любил заниматься ещё и Орсон Уэллс, но тоже оказался малоугодным и неудобным в американском кинематографе, постепенно вытесненным в Европу.
Что касается неожиданного жёсткого финала «Глупых жён»… Так и в дебютном фильме «Слепые мужья», где Штрогейм играл, в принципе, схожего по натуре наглого авантюриста, был резкий исход, отчасти подготовленный фразой другого героя: «Есть только один путь наверх - и много путей вниз». А вот тут по внезапной ассоциации то, что происходит с персонажем в самом конце повествования, может напомнить… между прочим, завершение судьбы Йозефа К. в «Процессе» Франца Кафки и его экранизации, осуществлённой Орсоном Уэллсом во Франции, то есть по соседству с Монако.
Оценка - 8,5 (из 10).
Previous post Next post
Up