Пенталогия тайн женской души

Feb 02, 2014 23:35

Когда сейчас смотришь немые фильмы выдающегося немецкого режиссёра Георга Вильгельма Пабста (вообще-то он - австриец по происхождению, а родился на территории Чехии, которая входила тогда в состав австро-венгерской империи), то поражаешься, прежде всего, что они выглядят куда современнее, словно сделаны на рубеже 50-60-х годов, поскольку по своему способу повествования и кинематографическому языку будто предвосхитили открытия «внутреннего монолога» и использования «потока сознания» на экране. Наверно, это связано с тем, что Пабст рано стал интересоваться достижениями австрийской школы психоанализа во главе с родоначальником этого учения, доктором Зигмундом Фрейдом, и по-своему применил, начиная с картины «Тайны одной души» (1926), психоаналитические методы в кино, пытаясь проникнуть в глубины человеческого сознания, в первую очередь, стремясь постичь неоднозначные, а порой вообще мятущиеся и запутанные женские характеры.
Можно сказать так: Георг Вильгельм Пабст создал своеобразную пенталогию тайн женской души, анализируя психологическое состояние и поведение женщин ещё и в лентах «Любовь Жанны Ней» (между прочим, на основе романа Ильи Эренбурга), «Ложный путь», «Ящик Пандоры» и «Дневник падшей». Наиболее известными и признанными оказались две последние из названных работ, снятые с участием американской актрисы Луизы Брукс в ролях уже оступившихся и покатившихся по наклонной плоскости особ. А вот в фильме Abwege (1928), чьё название может быть переведено и как «Заблуждения», и «Соблазнения», и «По скользкой дороге», главная героиня в изумительном исполнении Бригитте Хельм (она уже появлялась у Пабста в качестве слепой девушки в «Любви Жанны Ней», но ранее прославилась в «Метрополисе» Фрица Ланга), сама того не осознавая, искусно балансирует на тонкой грани между любовью и пороком, благонравной семейной жизнью рядом со скучным и равнодушным супругом и подлинной пучиной разврата, куда она вроде как готова ринуться с головой, но пока удерживается от окончательного шага. Неожиданный хэппи-энд, пусть он и представлен с долей иронии и насмешки, даже даёт шанс вернуться опять в тихую заводь буржуазного брака - или же муж и жена, успевшие развестись друг с другом, действительно попробуют начать совместную жизнь совершенно иначе, нежели прежде, если уж они поняли, что ложный путь завёл в никуда…
По вполне закономерной ассоциации думаешь во время просмотра этой картины Георга Вильгельма Пабста, что ему надо было бы вслед непременно экранизировать не только пьесу «Лулу» Франца Ведекинда, но и только появившийся тогда роман Германа Гессе «Степной волк», который ведь стал потрясающим психоаналитическим портретом Германии конца 20-х годов, когда она вот-вот должна была сбиться с пути и продать свою душу самому Дьяволу, хоть он и имел конкретное имя Гитлер. Замедленное и какое-то медитативно-мистическое сошествие в ад, которое Пабст продемонстрировал в «Ящике Пандоры», ещё не превратилось в «Ложном пути» в очевидную неизбежность и роковое проклятие, висящее не над одной лишь судьбой очередной падшей женщины, но над всей нацией, подсознательно жаждущей с одержимостью униженного и оскорблённого человека обязательной сублимации своих подавленных инстинктов и хоть какой-либо компенсации собственного комплекса неполноценности, приобретённого в результате постыдного поражения - не столь уж важно: на полях сражений или в ходе «битвы полов».
Спустя год в «Дневнике падшей» Георг Вильгельм Пабст попробует дать своей героине последнюю возможность очиститься и возвыситься над бездной страстей, пожертовав часть наследства младшей сводной сестре, чтобы она ни в коем случае не повторила скольжение по наклонной плоскости, а также пожелав помочь прежней подруге по несчастью из исправительной колонии для девушек. Однако больше он не снимал истории про женщин Германии, знаменательно перейдя к «мужскому кино», потом подался в Америку после прихода к власти нацистов, вернулся во второй половине 30-х в Европу, но во Францию, где создал ещё одну «женскую ленту» под названием «Мадемуазель доктор», затем решил в канун второй мировой войны посетить больную мать в Австрии, откуда уже не смог выбраться и был вынужден опять работать в немецком кинематографе, стараясь снимать нечто нейтрально-компромиссное из минувших эпох.
Уже в 50-е годы Пабст всё-таки выпустил пару лент о женщинах, но тайны, которые он постиг о них ещё в немом кино 20-х, остались словно за семью печатями совсем в иные времена. А наступила пора Антониони и Бергмана с их личными «женскими пенталогиями» , которые немецкий постановщик во многом опередил тремя десятилетиями ранее.
Оценка фильма «Ложный путь» - 9,5 из 10.
Previous post Next post
Up