Feb 05, 2014 03:38
Начало очередной экранизации романа «Анна Каренина», который вообще числится в «любимчиках» у режиссёров самых разных стран мира на протяжении столетия (всего насчитывается свыше тридцати версий), давало надежду на то, что признанный британский драматург и сценарист Том Стоппард, обладающий способностью необычно и неожиданно смотреть на классику в частности и на минувшие времена в целом, смог подсказать режиссёру Джо Райту оригинальный и остроумный ход - представить знаменитое произведение Льва Толстого в намеренно театральной и условной форме, как своего рода гранд-спектакль внутри фильма.
Однако чем дальше, тем больше эта остроумная идея стилевого переосмысления литературного шедевра так и не нашла энергичного и действительно залихватского воплощения, например, в духе «безумных лент» австралийца Бэза Лёрманна - «Ромео + Джульетта» и «Мулен Руж!». Райту явно не хватило творческой дерзости и эстетического нахальства - и он постоянно соскальзывает в привычную колею костюмной мелодрамы (кстати, немногие премии, включая «Оскар», которые достались данной «Анне Карениной», были вручены именно за костюмы, хотя кое-какая одежда героев, особенно из низшего сословия российского общества 70-х годов XIX века, может вызвать определённое недоумение). Большинство выбранных актёров кажутся малоудачными и не особо соответствующими типичным представлениям о толстовских героях, в том числе исполнитель роли Вронского. Всё-таки поинтереснее Кира Найтли и Джуд Ло в качестве супругов Карениных, но и они практически продолжают играть в давно принятой и вполне традиционной манере, словно оглядываясь на прежние авторитеты, которые были причастны к зарубежной киноинтерпретации русской классики.
Поневоле складывается впечатление, что создатели картины, вроде бы пустившиеся со старта в лихой аллюр, потом начали сдавать, задыхаться и спотыкаться чуть ли не на ровном месте - и с ними произошло примерно то же самое, что случилось с несчастной Фру-Фру, любимой лошадью молодого графа Алексея Вронского, которую в итоге пришлось ему пристрелить, чтобы зря не мучилась. Правда, творцам английской «Анны Карениной» каким-то образом удалось заинтересовать широкую публику в мировом кинопрокате и получить в целом $70 млн., что для экранизации нашей литературы позапрошлого века - вообще отличный результат! Даже в России кассовые сборы были по-настоящему весомыми - $8,4 млн. Но всё равно трудно отделаться от ощущения, что в случае более смелого и решительного обращения с первоисточником, который можно было бы превратить в невероятное театральное шоу, успех оказался бы неизмеримо выше. Ведь у упомянутого фильма «Мулен Руж!» коммерческий показатель в мире - просто потрясающий: $179,2 млн.
Оценка - 5,5 (из 10).