По вине Руссо

Mar 03, 2014 02:30

Практически следовало бы рассматривать фильм «Жизнь Адель» Абдельлатифа Кешиша как продолжение 10 лет спустя его лучшей, на мой взгляд, картины «Увёртка», кстати, награждённой главным «Сезаром», чего не последовало, к сожалению, в отношении пятой по счёту работы. Правда, премию французской Киноакадемии заслуженно получила двадцатилетняя актриса Адель Экзархопулос, которой было всего лишь восемнадцать во время съёмок, и многие почему-то посчитали её дебютанткой, хотя Экзархопулос успела сняться в семи лентах. Покоряющая естественность существования молодой исполнительницы на экране вовсе не удивительна, если вспомнить, как на редкость достоверно и убедительно играют большие и маленькие роли почти все, кто появляется в фильмах Кешиша - будь то юные школьники в «Увёртке» или престарелые музыканты в картине «Кус-кус и барабулька».
Этот режиссёр поразительно умеет работать с непрофессионалами и малоопытными актёрами, и в каждой ленте у него обязательно есть отлично поставленные групповые сцены, порою с привлечением внушительной массовки, которые максимально жизнеподобны и невероятно натуральны. Хотя кого-то даже может раздражать обилие вроде бы лишних эпизодов совсем как в жизни, из-за чего хронометраж фильмов Абдельлатифа Кешиша постоянно увеличивается с годами и ныне фактически достиг трёхчасового рубежа. Но несомненно то, что данный автор всё явственнее тяготеет к романной структуре и продлённому во времени повествовательному мышлению, и это косвенно подтверждается смещением его особого интереса, например, от комедии «Игра любви и случая» Пьера Мариво (как в «Увёртке») к многостраничному роману «Жизнь Марианны, или Приключения графини де ***» того же сочинителя, изучаемому учениками филологического коллежа, включая главную героиню «Жизни Адель».
Налицо перекличка и в названии экранного действия, к тому же снабжённого подзаголовком «Главы 1 и 2», что даже подразумевает возможное продолжение, если Кешиш вдруг захочет рассказать о новых событиях в судьбе Адель, которая сама по себе - будто развитие образа Лидии из «Увёртки», единственной француженки среди соучеников преимущественно арабского происхождения. А тут всё наоборот: почти нет восточных и африканских лиц в ближайшем окружении Адель - разве что таковы дети в садике и школе, чьим воспитанием занялась героиня после окончания коллежа, и ещё арабом является Самир, один из тусовочных приятелей художницы Эммы, который сначала пытался сделать кинокарьеру в качестве актёра, но затем ушёл в торговлю недвижимостью.
Надо бы напомнить, что в «Увёртке» центральный конфликт заключался именно в том, как не соотносятся друг с другом самодеятельный театр и подлинная реальность, а если в более понятном человеческом плане - что не могут найти общий язык 15-летний арабский парень Абделькрим и его ровесница-француженка Лидия, пусть он ради неё напрашивается играть в школьной инсценировке комедии «Игра любви и случая», совершенно не имея к этому способностей да и собственных чувств к девушке не умея выразить. Естественность и искусство меняются местами и ролями, как богатые и бедные персонажи в типичной для Мариво театральной манипуляции - и так называемый «естественный человек» выглядит всё же искусственно, а разыгрываемые учениками сценки из классической пьесы кажутся, как ни странно, более жизненными, нежели их неловкие и смешные попытки поговорить меж собой «по душам».
В «Жизни Адель» оказывается естественной как раз Адель, словно преобразившаяся спустя годы не очень-то натуральная в жизни и в спектакле Лидия. И будучи поначалу «натуралкой», влюбляется в другую искусственную особу - занимающуюся живописью Эмму, к тому же лесбиянку. Неудивительно, что большинство зрителей и критиков клюнули на эту пикантную приманку, в лучшем случае посчитав, что новая лента Абдельлатифа Кешиша - это новомодная версия «Ромео и Джульетты», пересказанная на актуальный и отчасти спекулятивный лад в соответствии с современными понятиями о политкорректности и отстаивании интересов сексменьшинств.
Между тем, «Жизнь Адель» - довольно лукавая парабола (более удавшаяся, чем предшествующая «Чёрная Венера») практически о том же, что волнует этого режиссёра на всём протяжении творческой карьеры в кино. Его дебют имел название «По вине Вольтера». А последней работе вполне можно дать заголовок «По вине Руссо». Кешиш в очередной раз пытается показать наивность и бесперспективность желаний и намерений нынешнего европейского общества, давно уже мультикультурного и по факту межэтнического, по-прежнему поддерживать миф о «естественном человеке», которого надлежит просветить и приобщить к искусству, благодаря чему изначальный носитель природных чувств и скрытых талантов сможет максимально выигрышно реализовать себя в жизни, работе и творчестве. Но опять не получается роман между натуральностью и креативностью, подлинным и сочинённым, существованием и сущностью, если воспользоваться цитатой из философских построений Сартра, что обсуждают между собой Адель и Эмма, причём первая простодушно и невероятно точно сравнивает с извечным спором насчёт первенства яйца или курицы.
Дело-то, в общем, не в разном культурном и социальном происхождении обеих девушек и даже не в их невозможности совладать со своими страстями. Два мира - естественный и искусственный - никак не сойдутся вместе в гармоничном союзе, и всегда один из них начинает доминировать над другим, подавлять его и вытеснять, в худшем случае приводя к гибели (как в финалах картин «Кус-кус и барабулька» и «Чёрная Венера»), а если повезёт - лишь к разочарованию и потере («Увёртка», «Жизнь Адель»). Кстати, последние из упомянутых фильмов заканчиваются почти одинаково. Лидия после успеха в школьном спектакле напрасно следует за исчезнувшим куда-то Абделькримом. А Самир, выбежав вслед за Адель из здания, где проходит выставка полотен Эммы, тоже теряет её из виду и уходит по улице в ином направлении. Действительность и искусство вновь разминулись!
Оценка - 7,5 (из 10).
Previous post Next post
Up