Breaking Away

Mar 04, 2014 22:21

Последний фильм независимого американского сценариста и режиссёра Хармони Корина, который работает возмутительно неровно на протяжении почти двадцати лет (самый первый сценарий, послуживший основой для картины «Детки» Лэрри Кларка, он вообще сочинил в девятнадцатилетнем возрасте!), тоже несколько раз меняет свою природу, словно мотаясь из стороны в сторону, так что многие просто «не догоняют» его и воспринимают на поверхностном уровне. Поскольку нам показывают на экране довольно редкостное изобилие юных девушек в бикини или же без оного предмета пляжной одежды, которые отрываются по полной программе, сумев умчаться из давно надоевшей среды обитания в некое подобие рая на Земле, то и следует относиться к «Весенним каникулам» (в нашем прокате - разумеется, «Отвязные каникулы»!) как к легкомысленному зрелищу, якобы рассчитанному, помимо сугубо молодёжной публики, ещё и на стареющих ловеласов-порнократов, весьма охочих до лицезрения свеженькой обнажённой натуры недоучившихся школьниц.
Однако лента Корина была бы проста и незамысловата даже в том случае, если бы являлась язвительной и едкой пародией на бесчисленные образчики тупых подростковых и студенческих комедий эротического и чуть ли не скабрёзного плана. Автор «Весенних каникул» всё-таки быстро уходит от издевательской насмешки над подобным кино, вроде бы заявляя иную популярную тему о «девушках в опасности» - четырёх безрассудных ученицах колледжа, которые не только рискнули в родном городке, когда раздобыли на дорогу нужные денежки преступным путём, но и на «крутом отдыхе» попали в крупные неприятности. Причём одна ночка в тюрьме оказалась для них лишь пикантным опытом, о коем можно потом вспомнить со смехом, как и о сцене ограбления закусочной, сознательно преувеличивая в рассказах всё происходившее там, превращая как бы в очередной фильм, который девчушки видели на досуге.
И всевозможные киноассоциации тут будут явно не лишними - я вспоминал, например, целый ряд «бунтарских» фильмов: от «Рождённых неприкаянными» и «Беспечного ездока» до «Тельмы и Луизы» и «Прирождённых убийц», а кому-то пришли на ум сравнения с «Опустошёнными землями» и почему-то с «Днями Жатвы». Хотя ближайший аналог «Весенних каникул» - это «Шикарная шайка» / «Элитное общество» Софии Копополы, пусть и снята годом позже. Что свидетельствует вообще-то о неких схожих процессах в настроениях нынешней американской молодёжи, которая пытается по-своему, порой парадоксальным и экстравагантным путём, вырваться во что бы то ни стало прочь за пределы привычного существования и непременно почувствовать себя свободными и раскрепощёнными, даже если это связано с угрозами для бытования других людей, а иногда - и для их собственной жизни. Можно ведь заиграться и зайти чересчур далеко, откуда возврат в былую среду обитания становится весьма проблематичным и сопряжённым с неизбежными жертвами.
А вот к кинематографическим достоинствам картины Хармони Корина надо отнести, кроме чёткого и практически безошибочного чувства ритма повествования и его энергетического драйва, ещё и изобретательный монтаж с использованием эллиптического принципа построения и едва заметной перетасовки в течении событий. Какие-то моменты действия намеренно преподносятся в иной последовательности, с забеганием или отставанием, а порою с сознательными повторами сцен и отдельных диалогов, благодаря чему как раз и возникает впечатление живой, схваченной словно врасплох, быстро текущей жизни, где так легко ошибиться и оступиться, ненароком перейти ту невидимую грань, которая отделяет беззаботность и веселье от риска и опасности, лихое прожигание весенних каникул - от реальной возможности оказаться на том свете, где кратковременный отпуск уж точно превратится в вечный.
Оценка - 7 (из 10).
Previous post Next post
Up