Mar 17, 2014 02:48
Чехословацкий режиссёр Иван Пассер ещё до того, как самостоятельно поставил в 1965 году иронически-буколическую комедию нравов «Интимное освещение» (чем не предвосхищение «Пасторали» Отара Иоселиани?!), начал сотрудничество в кино как соавтор сценариев ранних лент Милоша Формана - «Если бы не было музыки» и «Конкурс», а потом продолжил работать с ним на картинах «Любовные похождения блондинки» и «Горит, моя барышня…» / «Бал пожарных». Точно так же, как и Форман, впоследствии оказался в США, где снял в 1971 году криминальную комедию «Рождённый побеждать». И хотя далеко не все его англоязычные работы являются интересными, можно выделить среди них, например, «Путь Каттера», созданный десятилетие спустя.
В какой-то степени этот фильм вписывается в целый ряд американских кинопроизведений на рубеже 70-80-х годов, которые отражают судьбы ветеранов войны в Юго-Восточной Азии и так называемый «вьетнамский синдром», испытываемый уже в мирной жизни бывшими участниками сражений вдали от США. Но из ближайших аналогов следовало бы назвать трагикомическую ленту «Скрытые пасы» Ричарда Доннера. А также Пассер, пожалуй, не избежал косвенного влияния рок-мюзикла «Волосы» своего прежнего единомышленника (допустим, в финальной сцене вечеринки в доме преуспевающего дельца Дж. Дж. Корда, включая экстравагантную попытку инвалида войны Алекса Каттера лихо пронестись мимо гостей верхом на лошади, чтобы лично убить того, кого считает виновным в надругательстве над юной девушкой и в её страшной гибели).
Манера рассказа в «Пути Каттера» способна сбить с толку, потому что данная картина как бы несколько раз меняет свой жанр, и даже можно поспорить: кто является основным персонажем - сам Каттер или его друг Ричард Боун (вот и литературный первоисточник называется «Каттер и Боун»)? А ещё немаловажна линия взаимоотношений обоих мужчин с Мо, фактически женой Алекса, куда больше времени проводящей с Ричардом, который лучше понимает её и относится с сочувствием. Кстати, один из лучших эпизодов - это довольно неожиданная для них двоих ночь доверительных признаний, всё-таки завершающаяся на горьковатой ноте, что любви и счастья так и не удастся обрести. Как и заранее обречены, наверно, лихорадочные усилия Каттера, стремящегося увлечь и тех, кто рядом с ним, идеей справедливого возмездия в отношении безнаказанных «сильных мира сего». Скорее, он готов одержимо мстить всему обществу за то, что пострадал на не нужной никому войне. «Рождённые убивать» в бою оказываются после возвращения на родину потерянными и поневоле «рождёнными проигрывать». Мы ведь так и не узнаем, достиг ли последний выстрел желаемой цели.
Оценка - 6,5 (из 10).