Mar 21, 2014 14:34
Тема повторного пришествия Иисуса Христа в бренный мир, где его никто не ждёт, а в случае нового явления Мессии вряд ли узнает или же поступит так же, как и с предшественником две тысячи лет назад, давно и прочно занимает умы немалого числа творцов в самых разных странах. Удивительнее то, что подобные вопросы действительно волновали совсем молодого режиссёра из Франции - ведь Филипп Гаррель впервые заговорил об этом ещё в дебютной полнометражной ленте «Мари на память», снятой им всего лишь в 19-летнем возрасте. И там задолго до Жан-Люка Годара («Хвала тебе, Мария»), который являлся, несомненно, его кумиром в ту пору, представил в довольно необычной форме библейский миф о зачатии плода непорочной Девой Марией. В частности, завораживающе выглядит на экране момент, когда современная девушка по имени Мари смотрит на себя в зеркало, потом целует собственное отражение, а отодвинувшись, начинает поглаживать свой обнажённый живот, слегка округлившийся.
Но в первой картине юный автор был чересчур многословным и словно пытался впихнуть в повествование как можно больше философских знаний о мире, которые успел почерпнуть к тому времени. Зато фильм «Провозвестник» оказался абсолютно немым и весьма стильно, изысканно, блестяще по манере чёрно-белого кинописьма реализованным, пусть и страдал отсутствием хоть какого-то сюжетного стержня и некоторой надуманностью актёрского исполнения (особенно неумело режиссёр поработал с четырёхлетним Станисласом Рабиолем, прежде засветившимся у него в дебюте). А вот в «Ложе Девы» сделан явный шаг вперёд - Филипп Гаррель, несмотря на 21-летний возраст, уверенно владеет кинематографическим мастерством (и опять поражает невероятными чередованиями света и тени на экране оператор Мишель Форнье, старше его лишь на три года), вдобавок найдя верный контекст для того, чтобы поведать очередную притчу о новоявленном Христе, оказавшемся ненужным никому в этой своего рода постапокалиптической действительности, которая даже точнее представлена за кадром: в вое сирен и звуках беспорядочной стрельбы.
Если искать какие-то аналогии с фильмами 60-х годов, которые наверняка должен был бы знать Гаррель на раннем этапе своего творчества, то «Ложе Девы» можно представить как странный симбиоз «Евангелия от Матфея» и «Теоремы» Пьера Паоло Пазолини со «Стыдом» Ингмара Бергмана и, вероятно, с работами Карла Теодора Дрейера и Робера Брессона. Всякие культурные и кинематографические ассоциации тут вовсе не во вред, а исключительно на пользу, ибо молодой постановщик смело и дерзновенно интерпретирует «вечную историю», сразу же заявляя о том, что это будет жёсткая, безжалостная, нервная и взвинченная версия. «Спустись с небес и узри эту выгребную яму» - отчаянно взывает Иисус к Отцу, который, естественно, не даёт ответа.
И дальнейший путь Христа по земной юдоли, начавшись с блистательной сцены «въезда в Иерусалим на осле», которая снята с движения одним непрерывным планом на 5,5 минут, и завершившись долгим исчезновением в морской пучине (кадр длится 3,5 минуты), представляет собой своеобразное хождение по кругам Ада, что подчёркнуто как раз благодаря виртуозным панорамам камеры. Однако трудно предположить, что Филипп Гаррель мог тогда быть знакомым с кинематографом Миклоша Янчо, невольные реминисценции с которым тоже не покидают во время просмотра «Ложа Девы». Причудливая манера этой ленты поистине похожа на кинохореографию в стиле современного балета. И ещё не обошлось, по всей видимости, без влияния нью-йоркского «Живого театра», документальную короткометражку о котором Гаррель снял ещё в 1967 году.
Оценка - 7 (из 10).