Как в чаще

Mar 29, 2014 19:57

Даже странно, что «Скандал», один из лучших фильмов раннего Акиры Куросавы, не только является недооценённым, но и мало кому известным, если судить хотя бы по количеству проголосовавших в Интернете - несравнимо с другими лентами этого мастера кино, снятыми во второй половине 40-х годов, не говоря уже о «Расёмоне», который последовал сразу за «Скандалом».
Кстати, первая половина повествования, где речь идёт о том, насколько свидетельства самых разных людей об одном событии могут принципиально отличаться - в данном случае из-за желания скрыть подлинную истину относительно происшедшего, фактически предвосхищает проблематику общепризнанного шедевра Куросавы, с которого началась и всемирная слава японского кинематографа, почти неведомого за пределами страны в предшествующую эпоху. Ведь и в экранизации рассказа «В чаще» классика литературы Рюноскэ Акутагавы представлены несколько версий случившегося в лесу - и каждый из его очевидцев или участников упорно отстаивает свою точку зрения, делая это по личным соображениям и не всегда ради установления «правды и ничего, кроме правды».
А в «Скандале», созданном на современном материале и во многом отталкивающемся от того, что действительно получило распространение в газетной практике в послевоенной Японии, которая стремительно перенимала далеко не только хорошее и значимое из «западного образа жизни», возникает конфликт между двумя известными персонами и застигнувшими их врасплох журналистами-фоторепортёрами, раздувшими пикантный скандал на абсолютно пустом месте. И как в этом случае поступить певице и художнику, которых дурно ославили наглые и циничные газетчики из бульварного издания «Амур»?! Отстаивать свою полную невиновность в суде весьма хлопотно и опять же скандально - затеянный процесс по поводу клеветы лишь способствует дополнительной шумихе и нездоровому ажиотажу. Да и что есть истина, если её можно запросто подменить, исказить, подвергнуть купле-продаже, использовать в собственных интересах?!
Относительность и своего рода релятивизм восприятия и интерпретации реальности ещё не рассматривается, как в «Расёмоне», на философском и метафизическом уровне (но было бы довольно интересно всего лишь пунктиром прочертить линию и к более позднему фундаментальному исследованию этого «феноменологического вопроса» в этапной картине «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони, где ситуация увидена глазами фотографа). Однако принципиально и важно упоминание, в частности, немолодым адвокатом в «Скандале», что грань между добром и злом уже стёрта, а настоящая правда трудно доказуема.
Между прочим, эту роль с истинным блеском и потрясающим проникновением в суть характера «маленького человека», вынужденного постоянно лавировать между совестью и бесчестием, чтобы хоть как-то выжить в «городской чаще», словно в некоей лимитированной зоне (о чём свидетельствует одна из табличек на английском языке, внимание на которой камера ненароком фиксирует, как минимум, дважды), играет Такаси Симура, любимый актёр Акиры Куросавы из более старшего, чем Тосиро Мифунэ, поколения. В его исполнении замечательная сцена празднования Рождества, когда запутавшийся в постыдных делах герой клянётся стать в новом году настоящим человеком, а потом продолжает поступать недостойно по отношению к своему клиенту на суде, пока не решается ближе к финалу во всём откровенно признаться на процессе (и данный эпизод - ещё один триумфальный момент в игре Симуры) - это пример высочайшего профессионального мастерства и невероятного постижения глубины и неоднозначности человеческой натуры. Даже слабый и ничтожный, жалкий и выставляющий себе на посмешище способен однажды возвыситься, доказать величие своей души. Се человек!
Оценка - 8,5 (из 10).
Previous post Next post
Up