Apr 02, 2014 00:19
А вот действительно интересно, как практически параллельно были сняты картины «Скандал» Акиры Куросавы и «Туз в рукаве» Билли Уайлдера, причём вторая уже под названием «Большой карнавал» (прокатчики в США были вынуждены поменять прежнее заглавие из-за неуспеха в кинотеатрах) соревновалась на фестивале в Венеции-51 со следующей лентой Куросавы - «Расёмон», удостоившись двух наград: международной премии и приза за музыку Хьюго Фридхофера. Эти фильмы сближает тема манипуляции общественным сознанием чересчур циничными и не останавливающимися ни перед чем газетчиками, которые готовы ради собственной славы и создания ажиотажа пойти на откровенный обман и наглый подлог, поступить по примеру ловких шулеров, всегда держащих про запас свой главный козырь - туз в рукаве (а по словарю идиоматических выражений ace in the hole - «скрытое преимущество»).
Американский репортёр Чак Тэйтум, пребывая не у дел по причине постоянных скандалов из-за своего неуравновешенного поведения, вынужден начать собственную карьеру заново в провинциальной газете в Альбукерке, где мало чего происходит из заслуживающего хоть какого-то внимания, пока однажды ему не выпадает редкий шанс лихо раскрутить инцидент с Лео Меносой, который застрял в старой шахте внутри огромной скалы на бывшей территории индейцев. Предприимчивый Тэйтум устраивает из ситуации намеренно продлённого на целую неделю спасения потерпевшего настоящее шоу национального масштаба, поистине «большой карнавал», на который съезжаются сердобольные и просто любопытные сограждане из разных штатов, чтобы воочию понаблюдать за тем, как несчастного Меносу будут вызволять из подземного плена.
Воздействие картины Билли Уайлдера, который сам, между прочим, начинал свою деятельность ещё в родной Австрии, а также в Германии в качестве газетчика, постепенно возрастает по мере развития действия. И первоначальная ироничность, язвительность, саркастичность манеры, с коей постановщик «Туза в рукаве» повествует о новых ухищрениях довольно умного проходимца, знающего некие скрытые механизмы оболванивания отдельных людей и публики в целом, в итоге сменяется драматическими и даже трагическими обертонами. Тот, кто беззастенчиво управлял посторонними судьбами и искусно формировал чужое мнение о происходящем, сам оказывается тесно вовлечённым во всё это и вынужденным лично поплатиться за случившееся.
И вот подобный горький и безжалостный финал эффектного многолюдного представления, где собравшиеся люди разного возраста и различных интересов чувствовали себя как на всеобщем празднике в ожидании удачного разрешения событий, пожалуй, смутил американских зрителей, расстроившихся из-за того, что «большой карнавал» был безнадёжно испорчен. А Билли Уайлдеру всё-таки припомнили неприбыльность этой ленты, когда через два года он снял хит «Лагерь для военнопленных 17»: компания «Парамаунт» демонстративно засчитала все доходы от новой картины как покрытие прежних расходов на «Туза в рукаве».
Оценка - 8,5.