May 05, 2014 01:27
Поначалу даже удивляешься, что такой вроде бы средний фильм, как «Исполнитель обета» (в советском прокате он появился под названием «Обет» практически сразу - в 1964 году) бразильского режиссёра Анселму Дуарти, попал в конкурс Каннского кинофестиваля и умудрился обыграть в творческом состязании безусловный шедевр «Затмение» Микеланджело Антониони и очень хорошую картину «Процесс Жанны д’Арк» Робера Брессона. Но постепенно эта лента из модного тогда направления cinema novo (кстати, тремя годами ранее завоевала Золотую пальмовую ветвь в Канне ещё одна киноработа, снятая в Бразилии - «Чёрный Орфей» французского режиссёра Марселя Камю) начинает набирать силу, чтобы в финале, действие которого происходит на довольно крутой лестнице, ведущей к храму, куда так стремился войти с большим деревянным крестом на плече простой крестьянин по имени Зе ради исполнения данного им обета, произвести уже немалое впечатление на заинтересованного зрителя.
Можно сказать, что при восприятии «Исполнителя обета» проделываешь почти тот же процесс распознавания «новоявленного Евангелия» в обычной истории про весьма упорного, как его же осёл Николау, сельского мужика, который вбил себе в голову, что заболевшее животное способно чудесным образом исцелиться не только благодаря поклонению языческой богине - надо проделать трудный сорокакилометровый путь с крестом, чтобы явиться в городскую церковь именно в день религиозного праздника в честь святой Варвары, вроде как её католического аналога. И в данном плане фильм Дуарти вписывается в сформировавшуюся в ту пору тенденцию современного переосмысления канонических библейских текстов и своеобразного погружения «новых святых» в гущу реальной жизни нынешних времён - от «Назарина» Луиса Бунюэля до его же «Симеона-пустынника» (вот и «Весеннее действо», лукавое «деревенское моралите» португальца Мануэла ди Оливейры, было создано почти тогда же, как и «Исполнитель обета»).
Вдобавок картина из Бразилии наполнена социально-сатирическими и острополитическими аллюзиями, хотя она всё же проще и традиционнее по манере как бы «южноамериканского неореализма», не столь иносказательна и символична, как работы Глаубера Роши - «Бог и Дьявол на земле солнца» и «Дракон Зла против Святого Воителя». Но карнавальная стихия отчасти даёт о себе знать в массовой сцене у церкви, где у «кандидата в Иисусы» сразу же появились свои сторонники и противники. Вот только мелодраматическая линия, связанная с соблазнением Розы, жены Зе, городским прощелыгой по прозвищу Красавчик, кажется излишней, случайно попавшей сюда не по адресу, как и параллельная история «местной Марии Магдалины».
Оценка - 7,5 (из 10).