May 06, 2014 13:55
Надо же! Моя терпеливость была вознаграждена! Опус №19 российского режиссёра Константина Селиверстова, а именно "Процесс" по мотивам романа Франца Кафки, оказался лучшим произведением за 17 лет его кинематографической деятельности.
Мало того, что Кафка был удачно вписан в атмосферу как бы вневременного, но всё-таки современного Петербурга, снятого в изысканной чёрно-белой стилистике, с тонкой игрой света и тени. И если поначалу напрашивалось сопоставление с мрачным и пугающим городом Гоголя и Достоевского, то потом, как это ни покажется странным, в облике интеллигентного героя в исполнении Антона Шварца да и в интерпретации всего происходящего почему-то повеяло Чеховым. Он ведь тоже был разным - и написал, например, рассказ "Смерть чиновника", являющийся своеобразным "мостиком" между "Шинелью" и "Процессом".
И ещё из возникающих ассоциаций - перекличка фильма "Процесс" Константина Селиверстова с тем, как пьеса "Счастливые дни" Сэмьюэла Беккета существенно трансформировалась, но с сохранением внутреннего духа произведения, в дебютной ленте Алексея Балабанова, созданной за 22 года до этого. А мало что изменилось в Петербурге...