May 09, 2014 23:47
Англоязычное название китайского фильма «Хорошие люди из Санься» 36-летнего Цзя Чжанкэ, получившего главный приз Венецианского кинофестиваля в 2006 году, может быть буквально переведено не как «Натюрморт», а «Замершая жизнь». Если же обратиться к французскому термину, относящемуся к живописи, то и в этом случае есть повод трактовать «натюрморт» словно «смерть природы». К тому же в ленте Цзя вроде как затрагивается комплекс разнообразных проблем экологического и социального плана, связанных со строительством на реке Янцзы самой мощной в мире гидроэлектростанции в Санься (дословно - Три Ущелья).
Хотя его произведение демонстративно лишено критического пафоса или вообще трагедийного звучания (например, по аналогии вспоминается во время просмотра наша экранизация «Прощания с Матёрой» Валентина Распутина, осуществлённая после гибели Ларисы Шепитько её мужем Элемом Климовым), а является, скорее, меланхолично-медитативным по атмосфере и по общему настроению неторопливого, как всегда у этого постановщика, будто заторможенного повествования. Время в данном пространстве как бы замирает, застывает или же длится плавно, как течение реки, оно непрерывно и словно бесконечно - даже вопреки тому, что почти двухчасовой рассказ дробится на три части.
В первой из них шахтёр Саньмин в поисках своей жены, которая покинула дом с маленькой дочерью на руках целых 16 лет назад, приезжает в уезд Фэнцзе, где старые поселения будут затоплены после окончания строительства плотины в Санься. Во второй новелле медсестра Шэнь Хун появляется в тех же местах, чтобы встретиться со своим мужем-строителем, вот уже два года не дающим о себе знать. А в третьей части после отъезда Шэнь Хун, которая на самом-то деле хотела получить развод, происходит весьма косвенное пересечение двух историй, что вряд ли можно посчитать существенным в сюжетном плане, однако с интуитивной точки зрения есть некая подспудно выраженная мысль о недопустимости «крушения дома», ибо это сказывается на отношениях внутри семьи. И знаменательно, что Саньмин меняет свои планы, собираясь через год забрать жену, когда сможет выкупить её долги.
Впрочем, этот истинный мотив фильма Цзя Чжанкэ, чьё китайское название перекликается в определённой степени со знаменитой пьесой «Добрый человек из Сезуана» (кстати, Фэнцзе прежде входил в состав провинции Сычуань), более явно прозвучал в какой-то попсовой песенке, которую энергично исполнил бритый наголо певец в местном клубе: «Нет неба без земли, нет земли без дома, нет дома без тебя, нет тебя без меня».
Оценка - 6,5 (из 10).