http://www.gubarenko.me/project/overlord/ «…и ждать войны на свою долю»
Английский фильм «Операция «Оверлорд», поставленный 33-летним американским режиссёром Стюартом Купером при поддержке Императорского военного музея, является весьма необычным не только из-за сочетания военной хроники и специально доснятых игровых сцен, рассказывающих о тех солдатах, которые должны были принять участие в знаменитой операции «Оверлорд» (в переводе - «Операция «Повелитель») по высадке союзников в Нормандии 6 июня 1944 года.
Первоначально Купер, начинавший свою режиссёрскую деятельность в Великобритании именно как документалист (хотя в молодости сыграл одну из ролей в прославленном военном боевике «Грязная дюжина» Роберта Олдрича), собирался построить картину исключительно на документальном материале, который был получен из различных архивов, в том числе из Германии. Но потом он привлёк выдающегося оператора Джона Олкотта («Заводной апельсин») для того, чтобы на старой чёрно-белой плёнке «Кодак» и с использованием линз из немецких кинокамер времён войны создать в некоторых инсценированных эпизодах иллюзию хроникальности происходящего.
Конечно, ряд игровых моментов, включая те, что прослеживают частную судьбу 21-летнего английского парня Томаса Беддоуза, призванного на службу в действующую армию, всё-таки отличаются по манере съёмок. Но это и должно было быть по задумке постановщика, который хотел одновременно представить на экране словно «двадцать дней без войны», предшествующие историческому событию по открытию Второго фронта, и ещё воплотить лирико-трагическую тему своеобразной обречённости «маленького человека» посреди глобальных катаклизмов. Ведь Том как бы заранее предощущает собственную гибель даже до своих первых шагов на побережье Нормандии - и вместо назначенного свидания с девушкой «в шесть часов вечера» до высадки войск ему видится символическая сцена со скорбным обрядом приготовления убитого солдата к похоронам, что вынуждена проделать как раз та, с кем уже никогда не встретиться в будущей жизни.
Вот это несколько странное сочетание интимности и доверительности интонации рассказа об отдельном конкретном человеке, являющемся лишь песчинкой в потоке большой Истории, и дотошно зафиксированного документального киносвидетельства о том, как эта великая страница вписывается у нас на глазах в память многих поколений, делает ленту «Операция «Оверлорд» особенной среди немалого числа кинематографических произведений о второй мировой войне. Жаль, что фильм Стюарта Купера, награждённый специальным призом на фестивале в Западном Берлине, не имел широкого проката, например, в США, где был показан гораздо позже, чем «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга. А у нас он практически никому не известен, если судить хотя бы по количеству зрительских оценок на сайте «Кинопоиск».
2014