Спасайся, кто может (хотя бы в кино)

May 17, 2014 17:29

Уже в последний день просмотров всех фильмов из конкурсной программы 5-го международного фестиваля авторского кино «Киноликбез» в Барнауле я поймал себя на мысли о том, что пятая часть представленных картин так или иначе рассказывает о смерти или о процессе старения и умирания.
Казалось бы, это неожиданно для всё-таки молодых авторов, которые преимущественно делают лишь свои первые шаги в кинематографе. С другой стороны, есть вполне логичное объяснение, что даже юные творцы хотели бы самовыражаться на экране не только при посредстве произведений с оригинальной художественной формой и необычными (не говоря уже о новаторских) приёмами, чего мне, пожалуй, не хватило в программе данного фестиваля. Как-то робко, неуверенно и без приличествующей возрасту авторской дерзости пытаются они заявить о себе. Классический вопрос «Чем удивлять будем?» практически повисает в воздухе без ответа.
Но вот интуитивно всё-таки чувствуют начинающие кинематографисты, что надо бы обращаться в своих фильмах к корневым, сущностным проблемам жизни и смерти, поскольку это вечно и непреходяще - и каждый человек, наверно, оказывается хоть раз на своём жизненном пути в ситуации подчас мучительного экзистенциального выбора. «Спасай, кто может (свою жизнь») - так называлась одна из принципиальных и важных лент «обновлённого Годара», который в 1980 году как бы вернулся в «большое кино» после целого ряда политических и эстетических экспериментов предшествующего десятилетия. Следует говорить с экрана о том, что волнует многих - и делать это так же взволнованно и обострённо по переживаниям, как если бы решалась в данный момент твоя личная судьба.
Вероятно, представленным в конкурсе фильмам недостаёт повышенного градуса эмоций - и какие-то из них созданы словно в атмосфере внутреннего холода или довольно равнодушного созерцания происходящего. Некоторая отстранённость от материала и порою абсурдистское восприятие действительности хороши лишь в том случае, когда авторы умеют передать своё беспокойство и подлинную боль из-за разных несправедливостей в мире. Это всё же объединяет такие несхожие картины, как по-хорошему хулиганский «Зомбокалипсис» москвича Вячеслава Кириллова, лишённую иллюзий, но не фантазий питерскую работу «Дримс» Антона Сухарева, минималистскую притчу «Строители» Адильхана Ержанова из Казахстана. Да и в других фильмах, которые привлекли моё внимание, присутствует некая философская ирония по отношению к явно несовершенной, а в чём-то даже подлой реальности: «Девушка с флагом» Дмитрия Майорова, «Киса» Семёна Вайнштейна, «Нарисованная птица» Евгения Татарова, «Норма жизни» Евгения Бяло.
И что остаётся нам в этих условиях - просто жить, по возможности спасаться тем, что близко и дорого в нашей жизни, в том числе находить своего рода успокоение и умиротворение в любимом деле, коим может быть съёмка фильмов (пусть не всегда есть шанс действительно этим заниматься) или же просмотр того, что сняли другие. «Спасительная горечь ностальгии», как считал Андрей Тарковский, помогает нам существовать на этом свете. Кино - один из видов ностальгии. Не про это ли - и анимационная лента «Оттенки серого» Александры Аверьяновой из Петербурга…
Previous post Next post
Up