Jul 13, 2014 16:14
Аргентинский режиссёр Фернандо Эсекьель Соланас, который получил широкую известность остросоциальными документальными лентами ещё во второй половине 60-х годов, был вынужден после установления военной диктатуры в 1976 году эмигрировать во Францию, где спустя почти десятилетие проявил себя в абсолютно ином качестве, сняв в условно-метафорической манере сначала «Танго, Гардель в изгнании», а потом «Юг», вообще-то реализованный уже в Буэнос-Айресе, хотя и в той же намеренно театрализованной стилистике.
В этом плане фильм «Путешествие» (1992), практически весь снятый в странствиях по южноамериканскому континенту - от острова Огненная Земля до Мексики, представляет собой довольно странный симбиоз не только игрового кинематографа и как бы документальных зарисовок с натуры, но и несколько раз кардинально меняет степень условности и иносказательности на протяжении более чем двухчасового повествования, включая даже сцены из рисованных комиксов, которые парадоксально переплетаются с подлинной реальностью. Впрочем, для Латинской Америки привычен «магический реализм», тут приобретающий порою черты эксцентричного памфлета социально-политической направленности, но иногда оказывающийся трогательной фантазией о поиске идеальной возлюбленной или же вызывающем скупую мужскую слезу рассказом о том, как юноша, который пустился в дальний путь через многие страны, чтобы наконец-то встретиться со своим отцом, вроде как обретает его в финале, но нельзя сказать с полной уверенностью, что всё это произошло на самом деле, а не пригрезилось молодому путешественнику.
Кстати, отправился он в дорогу по всему континенту… на велосипеде, причём в точке золотого сечения фильма лишился его из-за дерзких похитителей (чем не вариант «Похитителей велосипедов», одного из программных произведений итальянского неореализма?!), а потом чудесным образом вновь получил своего «двухколёсного друга». И эта сюжетная линия позволяет соотнести картину Соланаса с документальными записями под названием «Дневники мотоциклиста», сделанными молодым Че Геварой (тоже ведь аргентинец!), который совершил похожее путешествие по Южной Америке в начале 50-х годов. Обе поведанные истории объединяет то, что в многокилометровых странствиях двое юношей (пусть герой «Путешествия» явно младше) открывают и познают большой мир - и тем самым открывают и познают самих себя.
Возможно, лента 56-летнего Фернандо Соланаса - неровная и мечущаяся от жанра к жанру, но она создаёт ощущение стихийной свободы, что почувствовал и сам режиссёр, который вырвался, подобно своему персонажу, из обособленного и замкнутого мирка, больше смахивающего на тюрьму или так называемое вольное поселение (а разве эмиграция не напоминает положение вот такого вынужденного поселенца, всё же ограниченного в каких-то правах?!), и сумел зажить на просторах белого света «самостоятельной жизнью». Между прочим, на Каннском кинофестивале 1992 года, где «Путешествие» удостоилось Большого технического приза и особого диплома экуменического жюри, одна из основных премий досталась российскому фильму «Самостоятельная жизнь» Виталия Каневского, практически ровесника Соланаса, который также повествует о том, как пытается выбраться из другой Тьмутаракани на краю континента иной подросток, «обдумывающий житьё».
Оценка - 6 (из 10).