Jul 23, 2014 21:20
Впервые посмотрев ленту «Женщина в синем» (вариант перевода «Леди в голубом» на одном из наших телеканалов всё-таки не соответствует действительности) французского режиссёра Мишеля Девиля я не мог не заинтересоваться тем, насколько она соотносится с его следующей работой «Взбесившийся барашек», которую я видел давно - более тридцати лет назад. Пожалуй, она может показаться сейчас куда более актуальной, особенно в условиях «нового общества» в России, когда погоня за успехом любой ценой и при посредстве хоть самого чёрного пиара на свете превратилась чуть ли не в единственную цель и стала главным мерилом оправданности земного существования. Но важнее то, что обе картины, созданные Девилем как раз в канун и после достижения им знаменательного возраста 42 года, составили своеобразную дилогию, построенную по принципу тезы и антитезы. И ещё значимо, что режиссёр начал в своей кинокарьере средний этап собственного творчества, кстати, впервые делая фильмы уже без участия верной сотрудницы на протяжении целого десятка лет - сценаристки и монтажёра Нины Компанеец, которая дальше пошла другим путём.
Вот и благодаря «Женщине в синем» складывается впечатление, что автор, оставшись в одиночестве и словно получив долгожданную свободу исключительно личного самовыражения, наконец-то обрёл искомую манеру раскованного и не связанного особыми сюжетными обязательствами, не лишённого иносказательности и в то же время чуть ироничного повествования, которое уже не было прежней комедией современных нравов, как ранние работы дуэта Девиль-Компанеец («Сегодня вечером или никогда», «Восхитительная лгунья», «Из-за, из-за женщины»). Присутствие на экране таких исполнителей, как Мишель Пикколи и Леа Массари (а Роми Шнайдер будет приглашена для съёмок во «Взбесившемся барашке»), позволяет отчасти заподозрить, что Мишель Девиль вроде как захотел снять собственную версию «Мелочей жизни» Клода Соте, поскольку и по ряду монтажных решений эти работы перекликаются.
Но если знать и учитывать последующее развитие девилевского стиля, особенно в 80-е годы (однако эта перемена ясно ощущается и в ленте «Путешествие тайком», снятой на исходе 70-х), следует отметить, что постановщик нашёл именно в «Женщине в синем» свою художественную нишу, персональный творческий уголок во французском кинематографе, богатом на необычные индивидуальности. И даже обращаясь позднее к криминальным историям, политическим детективам или вполне сатирическим описаниям образа жизни мелких и средних буржуа, Мишель Девиль старался по возможности сохранять на экране несколько причудливое и слегка таинственное балансирование между реальным и гипотетическим, подлинным и выдуманным, естественным и искусственным.
Была ли на самом деле та изумительная женщина в синем, которая однажды встретилась Пьеру, парижанину средних лет, записному ловеласу и бонвивану, забывающему обо всём на свете и одержимо отправляющемуся на поиски несбыточной мечты о желанной возлюбленной?! Он вообще готов заключить глупое и бессмысленное пари, что покончит жизнь самоубийством, если так и не найдёт эту восхитительную особу. Но не станет ли она в подобном случае провозвестницей смерти, будто материализовавшейся угрозой из знаменитого вокального опуса «Девушка и смерть» Франца Шуберта, затем вошедшего в инструментальном варианте составной частью в его струнный квартет, который столь обожает слушать Пьер, музыковед по профессии?! Он не хочет никого замечать из женщин, живущих рядом, и вожделеет недостижимый идеал, которого, наверно, нет на свете - можно добавить, на этом свете, а где-нибудь за пределами бытия, вероятно, существует в своём ирреальном обличье.
Погоня за иллюзией должна неминуемо обернуться крахом - и для Пьера, и для его антипода Николя во «Взбесившемся барашке», поначалу робкого и неуверенного в себе мелкого банковского служащего, который совершает головокружительный путь наверх, воспользовавшись циничными рекомендациями друга-писателя и по очереди покоряя любовниц разного возраста, крупных бизнесменов и неразборчивых в средствах депутатов, пока не оказывается жутко одиноким, пусть и под венцом вместе с «девушкой в белом». Хоть он и жив снаружи, но мёртв изнутри, прошагав по трупам друзей и знакомых. А Пьер в этом плане был наивным и чистым идеалистом!
Оценка - 7,5 (из 10).