Aug 03, 2014 15:26
Увы, впервые знакомясь спустя сорок с лишним лет с фильмом «Отражения» (пожалуй, этот вариант перевода названия Images точнее, нежели «Видения», поскольку такого значения даже нет в англо-русском словаре) 47-летнего Роберта Олтмена, который только начал входить в киномоду в самом начале 70-х годов, всё-таки трудно отделаться от ощущения, что картина чересчур манерна и претенциозна, да и вообще кажется вторичной - например, по отношению к лентам Алена Рене и Джозефа Лоузи. Каково же было моё удивление, когда, просматривая список конкурсных работ Каннского кинофестиваля 1972 года, чтобы узнать, с кем же соревновался Олтмен, я убедился, что председателем жюри был тогда именно Лоузи. Разумеется, по негласной традиции крупные режиссёры редко когда отмечают призами схожие произведения коллег - вот и в данном случае награды удостоилась лишь исполнительница главной роли, английская актриса Сюзанна Йорк, которая, кстати, обильно цитирует на экране текст из написанной ею детской фантазийной книжки «В поисках единорога», а образ этого самого единорога появляется в финале как завершающая «клеточка» того пазла, что пытались составить герои фильма.
Помнится, и в «Несчастном случае» Джозефа Лоузи персонажи были заняты некой странной игрой, что перекликалось, в свою очередь, с загадочной головоломкой в картине «В прошлом году в Мариенбаде» Алена Рене. И вся сюжетная конструкция «Отражений» Роберта Олтмена тоже строится по принципу причудливой мозаики, где многое является гипотетическим и воображаемым, вариативным и придуманным, неоднократно отражённым в сложной системе зеркал, где образы не просто двоятся, а уже множатся как бы в геометрической прогрессии. Можно вообще посчитать всё увиденное литературной фантазией писательницы Кэтрин, которая после настойчивых звонков неведомой женщины начинает подозревать своего отсутствующего мужа в измене с какой-то девушкой в отеле, куда она в итоге сама является под занавес поведанной истории… и встречается словно с собственным отражением.
Другое дело, что стиль Олтмена в «Отражениях» ещё не настолько искусен и многозначен, как в более поздней ленте «Три женщины», являющейся практически квинтэссенцией явно витиеватого, но вовсе не кажущегося искусственным повествования о глубинной сущности непостижимых женских натур, а в их облике - как бы самой Америки, ускользающей от логического понимания, однако позволяющей постичь себя на интуитивном уровне. Ещё более странно то, что в «Отражениях» почти не чувствуется фирменная олтменовская ирония - даже создаётся впечатление, что постановщик как-то уж всерьёз пытался вывернуть наизнанку типичные ходы и приёмы мистической или вообще готической истории, тем более происходящей на зелёных холмах Ирландии. Зато оператор Вилмош Жигмонд, ранее сотрудничавший с Олтменом на фильме «МакКейб и миссис Миллер», постарался на славу, сняв в изысканном цвете осенние пейзажи «изумрудного острова».
Оценка - 6 (из 10).