Sep 06, 2014 21:41
Американская актриса Лиллиан Гиш, пользуясь своим авторитетом в Голливуде, не только настояла на кандидатуре шведского режиссёра Виктора Шёстрёма (довольно забавно, что в иностранных проектах упомянут как Seastrom - Систром) и его соотечественника, актёра Ларса Хансона, когда снималась очередная версия романа «Алая буква», но также и для экранизации произведения «Ветер» Дороти Скарборо. И эта картина получилась даже лучше в художественном плане, хотя не оправдала коммерческих ожиданий, и в итоге голливудская карьера Шёстрёма закончилась без особой славы. Впрочем, впоследствии фильм «Ветер» признали и высоко оценили сами американцы, включив в престижный Национальный регистр.
Видимо, дело состоит в том, что поначалу к «Ветру» пытались подойти с точки зрения привычного жанра вестерна - или же эпической драмы, действие которой всё-таки разворачивается на Диком Западе, конкретно в Техасе, куда приехала из Вирджинии наивная и прекраснодушная девушка по имени Летти, чей кузен Беверли является одним из скотоводов, занятых тяжёлым трудом подчас в невыносимых условиях, когда песок и ветер превращают это место на Земле в сущий ад. А Виктор Шёстрём со своим несомненным интересом к иносказательной и вообще мистической трактовке происходящего постарался воплотить на экране отчаянную, самоотверженную и чуть ли не мифологическую борьбу человека со стихией, на фоне чего драматические разборки между отдельными людьми выглядят лишь бледной копией могущественного и неизбежного противостояния индивидуальной силы воли и некоего первобытного, глобального, космического по размаху буйства неконтролируемой природы.
Сцены с разгулявшимся ветром и песчаной бурей, конечно, не могут не впечатлить спустя 85 лет после создания данной ленты - тем более, если принять во внимание, что многое снималось натурально, то есть в естественных условиях, пусть и в Калифорнии, а не в Техасе. Но ещё увлекательнее и занимательнее следить за тем, как меняются психологически взаимоотношения между Летти и молодым скотоводом Лайджем, за которого она была вынуждена выйти замуж, чтобы избежать притязаний наглого заезжего бизнесмена и избавиться от косых взглядов ревнивой жены кузена. Кстати, эпизод «первой брачной ночи», когда Летти фактически отказывает супругу во вполне законных попытках установить интимный контакт с неожиданно доставшейся в жёны восхитительной девушкой, от которой прежде он сходил с ума, надо бы счесть почти шедевральным по тонкости и прочувствованности малейших нюансов во взглядах и жестах обоих героев, но в первую очередь - девственной особы из Вирджинии, кажущейся настолько чистой и непорочной, что любой намёк на плотские утехи способен оскорбить столь ангельское создание.
Вероятно, Лиллиан Гиш переигрывает тут по сравнению с «Алой буквой» и сильнее напирает на мимику, несколько истерична в поведении своей героини, когда той приходится заметать следы невольного преступления, одновременно борясь с неутихающей стихией. Но именно ветер всё покроет, спишет любую вину и, как ни парадоксально, примирит обоих супругов, вдруг ощутивших острую потребность друг в друге. Вряд ли это - типичный хэппи-энд, о котором упоминала актриса уже в преклонном возрасте, если судить по заснятому интервью, имеющемуся на диске с фильмом. Пожалуй, это промежуточная победа человека в его бесконечной схватке с природными катаклизмами.
Оценка - 8,5 (из 10).