Nov 17, 2014 13:45
Ну вот - свершилось! Начал я наконец-то отсматривать фильмы венгерского режиссёра Белы Тарра. Впрочем, раньше видел его версию "Макбета" и пятиминутку из киноальманаха "Образы Европы". Но теперь берусь за Тарра основательно - и по хронологии.
Первая же работа всего лишь 22-летнего режиссёра, созданная в 1977 году, а вышедшая на экран двумя годами позже, удивляет совершенно иным подходом к реальности, нежели в последующих произведениях венгерского мастера кино. "Семейное гнездо" оказалось чуть ли не среди родоначальников нового жанра - как бы документальных и весьма дотошных по вниманию к социальной жизни Венгрии лент в духе "тотального реализма". Кстати, оператор Ференц Пап, снимавший эту картину дебютанта Белы Тарра, является как раз одним из ярких представителей данного направления.
Кому-то покажется, что это унылое и беспросветное бытописательство. Однако я бы настоятельно советовал отечественным создателям всяких разных "новейших волн", щедро превозносимых нашими критиками (тем более, что после "Семейного гнезда" я буквально встык ознакомился с фильмом "Комбинат Надежда" Натальи Мещаниновой), чтобы они поучились у того же Тарра. Как следовало бы в частной хронике семейных дрязг и социального раздражения столь же убедительно и впечатляюще раскрывать неоднозначные человеческие характеры при помощи непрофессиональных исполнителей - и не впадать в чернуху, обходиться вообще без мата и прочей скверны. А главное - непостижимо схватывать на экране мимолётное таинство жизни как таковой!