Фестиваль SHORTЫ

May 29, 2006 00:00


Плавки оказались лучше шортов

Вообще-то странно, что за сорок с лишним лет существования Высших курсов сценаристов и режиссёров так никто и не додумался до организации фестиваля студенческих работ тех, кто пришёл учиться именно в это заведение. Хотя данную двухгодичную киношколу для уже имеющих высшее образование закончили многие известные деятели советского и постсоветского кино. Правда, в последнее десятилетие учащиеся Высших курсов, как и другие начинающие кинематографисты, участвовали в конкурсе «Святая Анна», а также показывали свои короткометражки (в ряде случаев - даже полнометражные дебюты) на всевозможных российских и международных фестивалях. Тем не менее собственного киносмотра у студентов ВКСР не было, пока в конце мая 2006 года он всё же не состоялся в Доме кино в Москве, причём инициаторами выступили несколько человек из набора 2004-2005 года, в первую очередь - Анарио Мамедов из режиссёрской мастерской Петра Тодоровского и Натальи Рязанцевой. А лично Тодоровский напутствовал конкурсантов на открытии фестиваля, получившего занимательное название SHORTЫ, где к английскому слову short (то есть «короткий») добавили русскую букву «ы» для придания множественного числа.

Разумеется, это сразу спровоцировало комментаторов на шутки относительно «кино в коротких штанишках». В итоге же оказалось, что представленные почему-то вне конкурса совсем короткие учебные работы продолжительностью от трёх до семи минут (а следовало бы для них устроить отдельную номинацию и придумать соответствующий приз), которые сделали нынешние первокурсники, намного интереснее, изобретательнее и просто забавнее, нежели курсовые и дипломные фильмы их старших коллег. Пусть и незначительная аудитория Белого зала бурно приветствовала остроумные ленты «Бомж» Евгения Кудинова, «Человек и киноаппарат» Анастасии Стихановской и «Я вас люблю» Байрама Гаджиева, прониклась искренним сочувствием к переживаниям одиноких героинь «Льда» Натальи Александровой и «Осторожно, двери закрываются» Анны Писаненко, оценила лукавую наблюдательность Кирилла Папакуля и Валерии Ивановской в картинах «Нимая любовь» (первое слово пишется с ошибкой!) и «Экскурс и Я». Так что подобные экранные «плавки» выглядели куда завлекательнее «шортов»!
Но вот жюри, возглавляемое режиссёром Константином Худяковым, предпочло самый длинный из фильмов - «Пока он летал…», отдав этой 35-минутной работе Александра Кесселя и главный приз, и премию за сценарий, и награду за изобразительное решение. Однако она производит впечатление «позавчерашнего кино», старомодного по манере и шаблонно исполненного, к тому же подхватывающего отчасти спекулятивную тенденцию «неосоветизма», сентиментально-патриотического представления на экране образа не столь давнего прошлого, когда мы все дружно гордились «прорывом в космос».

Хорошо, что всё-таки не осталось без призов, в том числе ex aequo за режиссуру, «Любительское видео» Сергея Грознова, который поначалу обманывает зрителей полной иллюзией «любительщины», пока не догадываешься, что вся «съёмка врасплох» на самом-то деле разыграна, и случайно встретившаяся человеку с видеокамерой девушка со скамейки в парке - это настоящая роль для актрисы (за что и была отмечена Настя Камм). А оригинально придуманной и изящно воплощённой фантазийно-мистической притче «Бутылку вина в 939 номер, пожалуйста» Анарио Мамедова досталась лишь премия за мужскую роль: юного посыльного в отеле, который наивно пытается спасти тех, кому уже предназначена смерть, сыграл Денис Роднянский.

К сожалению, вообще была проигнорирована наиболее зрелая по тематике и точная по выразительным средствам конкурсная картина «Ещё ничего не стёрли» Вано Бурдули, который перенёс действие маленького рассказа «Граффити» Хулио Кортасара в Тбилиси, хоть и в некое условное время неназванного диктаторского режима. Солдаты на машинах разъезжают днём и ночью по городу, стирая или замазывая краской любой рисунок на стене, даже не имеющий политического подтекста. Зато для двух «стихийных контестаторов» - писателя, которого отказываются печатать, и молодой художницы-фотографа, чьё искусство тоже теперь не в чести, своеобразный обмен нарисованными посланиями становится смыслом их существования в эпоху, вроде бы не располагающую к творчеству. В каком-то плане это можно считать автопризнанием и создателя фильма, который занимается «кинематографическим граффити» в тот момент, когда поспешные действия амбициозных политиков так или иначе сказываются на общей ситуации в стране и на её международных отношениях.

Но по ряду показанных на фестивале SHORTЫ лент можно подумать, что их авторов мало что по-настоящему волнует в окружающей действительности. И даже в любовной сфере, которая остаётся привлекательной во все времена, они не находят чего-то неожиданного и покоряющего с человеческой точки зрения, то скатываясь к обычной банальности, а то, напротив, чересчур увлекаясь претенциозной многозначительностью и пустоватым символизмом.

В любом случае, нельзя не поддержать соревновательную идею смотра короткометражек студентов Высших курсов сценаристов и режиссёров - если бы ещё они не проходили не всегда справедливый отсев перед фестивалем, а потом оценивались членами жюри всё-таки не с охранительных позиций, когда соблюдение прежних традиций представляется важнее поисков новых тем и художественных приёмов.

Previous post Next post
Up