Вырванные корни восточноевропейского кино

Jun 10, 2006 02:54

Готовясь к записи выступления на телеканале "Культура" перед показом четырёх фильмов с участием болгарской актрисы Невены Кокановой, я посмотрел ленты "Матриархат" Людмила Киркова, "Инспектор и ночь" Рангела Вылчанова, "Дерево без корней" Христо Христова и "Похититель персиков" Выло Радева. Причём в названном порядке, а не по хронологии создания картин. Во время просмотра не покидало какое-то чувство потерянности, словно ты, как герой "Дерева без корней", оказался уже в чуждой среде, к которой никак не можешь приспособиться. И если в фильмах 60-х годов ("Инспектор и ночь" и "Похититель персиков") не может не привлечь естественность и раскрепощённость кинематографической интонации, то в лентах 70-х ("Дерево без корней" и "Матриархат") уже есть какой-то внутренний надрыв, некое ощущение "уходящей натуры", проваливающейся почвы под ногами, близкого конца деревенской жизни и всего социалистического существования. Вот и всё восточноевропейское кино оказалось своеобразной Атлантидой, исчезнувшей и превратившейся в миф. И скорбный финал кинокарьеры Невены Кокановой, практически не снимавшейся в последние десять лет своей жизни и умершей от рака, как и её муж, режиссёр Любомир Шарланджиев, чья лучшая картина "Прокурор" пролежала на полке целых 20 лет, лишь подтверждает случившийся "крах времён".
Previous post Next post
Up