Луис Бунюэль. "Belle De Jour". 1967г.

Feb 24, 2006 15:30

Поскольку я уже вел о Бунюэле речь на пространствах ЖЖ, а мусолить по новой уже сказанное не хочется, начну с цитаты из себя любимого:
"Бунюэль кажется единственный последовательный циник в кино (отчего не
перестает быть гуманистом; одно другому не помеха). Человек у него это
не более, чем роль и маска - измена самому себе. Чем-то он напоминает
мне какого-нибудь горного барана, способного без всякого для себя
ущерба перемахнуть пропасть и приземлиться с размаху на рога: только в
его исполнении этот трюк несмертелен"


О пустоте реальности, предъявляющей себя лишь как роль и маска, и "Belle De Jour". Все происходящее в фильме оказывается обманом - даже возмездие, даже смерть. Выйти за пределы отведенной ей роли супруги-буржуазки пытается героиня Катрин Денёв, но с тем лишь, чтобы угодить в другую роль - шлюхи. Которая оказывается ничем не хуже первой. Попытка расширить рамки этой роли кидает ее в опасную зависимость от садизма мачо - притягательно-броского в своей театральности наркомана и бандюги. В мире "Дневной красавицы" неминуемы только роли и их путаница, но не реальные отношения, которые могут быть обеспечены - с тем, чтобы обрести реальность - только их последствиями, возмездием или наградой. Действительное - действенное - рассыпается в ничто именно в тот момент, когда вот-вот казалось бы должно осуществиться. Безупречно явное оказывается маской. Автор снимает маску - но под ней не лицо, а новая маска. Впрочем, новая ли? Набор масок невелик, как и выбор ролей.
Фильмы испанца искушают мнимой безыскусностью, лобовой простотой атаки на зрителя, исключающей всякое перемигивание сообщничества с ним - дескать мы-то с тобой понимаем, что тут к чему и почем. Кажется, что он отбирает у зрителя шанс не принять все за чистую монету. Он испытывает человека по эту сторону экрана на его реальность.
Собственно, таково любое реальное произведение настоящего искусства - оно ставит под вопрос нас самих: таковы ли мы?
Ответ - за нами..
Previous post Next post
Up