Ваши дорогие киноеды возвращаются.
Первым на публичное прожевывание в этом сезоне "Прикосновение Дзен" Кинга Ху.
Чем известен этот никому не известный великий китайский кинорежиссер?
1. Он совместил китайское вуся кино с японской чамбарой, добавив, таким образом, к сложившемуся жанру новый для него натурализм. Так на китайские экраны пришли отрубленные конечности и фонтаны крови.
2. Неумения актеров по части боевых искусств Кинг Ху компенсировал исключительно киношными приемами - специальным ритмическим монтажом и съемкой. В "Прикосновении Дзен" он довел эту технику до совершенства. Кстати, что касается движения, сам Кинг Ху говорил: "Камера это зрители и я не хочу, чтобы весь фильм они просто сидели и смотрели, пусть двигаются". Но никакой "косой камеры" или камеры "бабочки" у Ху не было - только четкие движения, как высчитанные мазки кистью или хорошо поставленный балет, когда камера и персонажи участвуют в одном танце.
К сожалению, в последствии это было утрачено. Там где актеры могли они прыгали, скакали и играли в свои кунфушные ладушки. Там где нет, со временем пришли спецэффекты, что совсем не такой изящный прием, чем то, что было у Кинга Ху.
3. Вырос на традиционном китайском искусстве - опере, литературе, живописи. Соответственно использовал эти мотивы в кино как мог. Первый его вуся фильм - "Выпей со мной" эксплуатировал фольклорную историю про знатока кунфу бомжа и алкоголика. "Прикосновение Дзен" - вольная экранизация так конкретно и не названых историй Пу Сонлина - известного графомана времен раннего Цинь, который написал больше 400 историй, про воинов, призраков и прочих оборотней. Все эти "Истории про призраков" Цуи Харка тоже экранизации этих литературных памятников.
(Забавна в этом смысле композиция "Прикосновения Дзен". Начинается он именно, как история про призраков, с рассказа о молодом ученом в жизнь, которого входит некий странный шум из соседнего дома. Сначала он уверен, что это призраки шалят, есть даже хрестоматийный гром внутри странного дома при ясной погоде снаружи. Но потом оказывается, что это сбежавшие от произвола кровавой гебни евнухов хорошие люди. А первый любовный контакт молодого ученого и девушки сбежавшей из дворца происходит по правилам сношений мужчин с лисами оборотнями - она соблазняет его пением и игрой на цине все в том же "странном доме". Утром же молодой ученый, до этого тихий интеллигент, внезапно просветленный страстью начинает строить планы, как вражеских агентов лучше извести. Это преображение, одно из прикосновений дзен собственно, также напоминает о том, что происходило с мужчинами после этих лис - вся энергия ци текла у них в беспорядке.)
Начинал Кинг Ху в кино как дизайнер и видимо живопись для него была важнейшим из искусств. Многие кадры «Прикосновения Дзен» можно не то что вешать на стену, а они со стен в этот фильм сошли. Множество пейзажных кадров построены по канонам китайской классической живописи, ну настолько насколько это возможно и уместно в кино. Есть, например, план имитирующий разматывание живописного свитка - молодой ученый на дальнем дальнем плане шагает среди камней вдоль огромного водного потока, камера размеренно двигается вверх в след за ним и перед глазами уже каменистые и зеленые горы со скрытым в них павильоном. Хотя может мне это все уже кажется, китайской традиционной живописи я не знаток. Но вот судите сами, это не пейзаж, но кадр соблазнения:
4. Кинг Ху еще своим «Выпей со мной» сформулировал в кино образ женщины воина, довольно распространенного в китайском эпосе. Причем не просто сформулировал, а вывел жестоких, но добрых девушек с ножиками, на первый план. Так появился жанр Ся Ну в буквальном переводе «боевая баба». В оригинале «Прикосновение Дзен» так и называется. Японская девушка со снежной кровью, жестокая лесбиянка Айну, Бриджит Лин (в те редкие моменты, когда она была женщиной) были уже потом.
Киноедская потребность посмотреть хотя бы один фильм сегодня, мешает мне продолжать это разделение прекрасного фильма на пережеванные фракции. Неосвещенными остались: особая роль таверны в творчестве Кинга Ху; борьба киногероев со злобными агентами кровавой гебни, как отражение в кино реальной судьбы партии Гоминьдан; Пекинская опера в фильмах Ху (правда, в «Прикосновении Дзен» слава богу, никто не поет) и пр.
Скажу лишь подобно истеричным древнекитайским поэтам «какое кино мы потеряли». «Тигр/Дырокол» Энга Ли был попыткой вернуть жанр вуся к его романтическим и живописным истокам. Построили все вокруг боевой бабы Чжан Цзыи, в наставницы ей назначили Чен Пейпей из «Выпей со мной» Кинга Ху, добавили в фильм цитат: таверну из «Выпей со мной» и битву в бамбуковой роще из «Прикосновения дзен». Но как мне кажется, эта попытка была не удачной. Нет, конечно, фильм заработал денег, вывел в люди Чжан Цзыи, даже приблизился своим повествованием к романтическому вуся роману, но визуальная его часть была эклектичной смесью спецэффектов и голливудской красивости. Ни о каком стиле речи там не шло. Только вот «Герой» Чжана Имоу в визуальной части по отношению к традиции совершенно экспериментальный можно поставить с Кингом Ху на соседнюю гору. Но уже в «Засаде со всех сторон» опять была тщетная попытка подражания с компьютерными ножами на крупных планах и bambooрдировщиками.