Надоело пробовать и искать идеального учителя русского языка как иностранного для моей второклассницы. Мы попробовали 2 субботние школы и узнали про все возможные варианты. А вариант для нас так найти и не смогли.
- Мы хотим программу, приспособленную для двуязычных детей. Программу, которая учитывает типичные ошибки билингвов. Например, нечеткие окончания, перенос грамматических структур из языка среды, ограниченный словарный запас.
А нам предлагают программы по учебникам обычных русских школ. Дети учат „жи-ши“ на примере слова „вожжи“. Или учат стихи про осень Тютчева или Бальмонта, где количество незнакомых слов превышает 40%.
- Мы хотим веселый детский клуб на русском языке, с театральными постановками, концертами и погружением в русскоязычную культуру.
Нам предлагают обязательный набор предметов к русскому и литературе, как минимум 4 предмета. И не важно, что всё это у нас уже есть на немецком, например. Нам предлагают школьный день до 14:00 в субботу, а это дольше, чем в немецкой школе.
- Я мечтаю о творческих интересных заданиях по языку для своих детей. Ведь можно писать письма сказочным героям, придумывать стихи и истории, делать плакаты и вместе смотреть и обсуждать мультики.
Нам дают домашние задания из учебников и из тетрадок с прописями и ставят оценки красной жирной ручкой. Тексты и упражнения скучные. Домашние задания в начальной русской школе занимают больше времени на неделе, чем для основной школы.
Субботние школы вообще-то очень стараются, я понимаю. Просто у родителей очень разные представления о том, какой уровень языка и какой „ценой“ дети должны (или может быть хотят?) его приобрести.
Пока у меня не было детей, я, как положено, была идеальная мать. Я была уверена, что отдам ребенка на все супер-важные занятия. Ребенок будет одинаково хорошо говорить на домашнем языке и языке среды, а с 4 лет займемся ещё и основательно английским. Но потом происходит отрезвление и начинаешь размышлять, а что же важнее. А важнее бывает иногда не давить (например писать прописи с 6 лет), не спешить (в субботу с занятия на занятие), отдохнуть (от любых уроков с пятницу вечером). Я как ребенок тоже учусь, учусь в первую очередь „слышать“ нужды ребенка. Звучит так просто, а делать это очень сложно. Ну и учусь заглушать другой голос в себе: "А вот у других это получается! А они вон что даже успевают! А мы что же не будем?!"
Ну и ,чтобы не быть вечно недовольной занудой, я решила попробовать заняться русским дома. Вот увижу, думаю, как это сложно, и перестану бурчать. А пойду, раскаявшаяся, по субботним школам в ножки кланяться, да упрашивать нас куда-нибудь взять.
Позвонила и договорилась, что будем заниматься у нас с еще двумя девочками. А вчера уже провела пробный урок.
Первый пробный урок „Непогода“
Уровень учеников
Двоим 8 лет, одной 9 лет. Только моя ходила в субботнюю школу. Девочка постарше зато каждое лето проводит с бабушкой, хорошо читает. Третья девочка не так давно переехала в Германию, у нее богатый язык.
Все немного (с неохотой) читают и с ещё большой неохотой пишут. Письменный шрифт пугает всех: и тех, кто вообще его не учил, и мою дочку, которая уже два года назад (в очень строгой школе) с прописями мучалась. Ну вот, уже первое доказательство эффективности прописей в субботних школах!
Все могут, если хотят, говорить полностью по-русски, но в игре сразу переключаются на немецкий язык. Особенно это было явно, когда начали рассказывать шутки. Идея! занятие, посвященное школьным шуткам и анекдотам.
Цель урока
На дворе осень. Так что решила на первом уроке поговорить о природных явлениях, погоде и непогоде. Выучить новые слова по теме. Сделать задание на окончания прилагательных. Почитать и обсудить стихи.
Мотивация?
Потом смотрим мультики и вместе пьем чай.
Как прошло?
Хорошо. Если бы еще младшая дочка (4 года) не мешала! Я подготовила материала гораздо больше, чем нужно, так что никаких промедлений не было. Дочке понравилось, так что надеюсь продолжение будет. У других интерес тоже есть.
А вот, что мы делали:
Что такое облака? Как они образуются? Какие бывают облака? Какие облака сегодня? (ходили на балкон смотреть). От какого слова образованы слова перистые, слоистые, кучевые? Дети сами нарисовали себе подсказки: перо, куча листьев и грабли и слоеный торт.
Какие природные явления „спрятались“ в песню Андрея Усачева „Непогода“? (Песню узнала буквально позавчера. На концерте Усачева во Франкфурте купила „Вторую детскую площадку“, книгу и диск с песнями).
Обсуждали незнакомые слова и распределяли их по временам года:
иней, зной, град и т.д. К слову иней за одно и немецкое слово узнали (Raueis).
Искали пары из существительного и прилагательного: золотая осень, пасмурный денек, безоблачное небо. Окончания надо было дописать. Какие тут были варианты!
Смотрели замечательный мультик „Сентябрь“ из серии „Круглый год“ и отрывки из фильма „Мэри Поппинс“. И даже успели спеть песню „Непогода“ из этого фильма. В следующий раз поговорим о истории и героях фильма.
Click to view
Click to view
Книжки, которые использовала для занятия:
Домашнее задание
Нарисовать осень, как её описывают в стихах. Или как видишь сам.
Уроки мне на будущее:
- материалы распечатала слишком маленьким шрифтом,
- все должны иметь при себе пенал, а то много времени уходит на раздачу клея и ручек,
- материала на урок можно спокойно готовить меньше, но следить за разнообразием и правильным уровнем заданий: как раз так сложно, что хочется делать, но не сложнее,
- и придумать какие-то легкие задания для моей 4х-летки. Она тоже активно клеила и писала, и даже отвечала на вопросы,
- побольше использовать краски и карандаши цветные,
- и, самое сложное, относиться к своему ребенку как к остальным. Не быть к ней требовательней.
Вот такие итоги. Думаю начнем и посмотрим, что из этого получится.