Вместо вступления: этот пост я начала писать еще месяц назад перед осенними каникулами, надеясь быстро набросать конспект последних занятий. И вот уже ноябрь, а я его так и не закончила. Сегодня посмотрела, загрустила и решила опубликовать, что есть.
Мои дети уехали на пару дней отдыхать от родителей, и у меня появилась долгожданная возможность написать пару слов о наших занятиях.
Во-первых, они есть! И это уже достижение :) С учетом возраста детей (12-13 лет) и моей новой работы, которая съедает всё моё продуктивное время. Но наши занятия я ей не отдам :) или постараюсь.
Во-вторых, мы читаем классику в оригинале, без сокращений и упрощений. В помощь себе я купила набор "Весенние чтения" Дарьи Куматренко по "Повестям Белкина". А к рабочим листам "Росинки" я уже добавляю интересные материалы по ситуации. Попозже в этом посте расскажу как.
В-третьих, чтение Пушкина позволяет нам говорить на множество других интересных тем, и при этом развивать навыки творческого письма, чувство языка, знания истории и культуры России, то есть помогает нам развиваться во всех отношениях :)
Первое занятие в сентябре мы начали традиционным рассказом о каникулах. Рабочие листы, которые Анна Завадских выставила в facebook-группе "Я преподаю билингвам" идеально пришлись для разгона. Уже тут можно было исправлять ошибки и вспоминать пройденные правила по падежным окончаниям.
В конце прошлого учебного года я решила не пропускать возможностей писать диктанты. Поэтому в первый же день мы писали диктант. Текст был из старого-престарого учебника "Занимательная грамматика" (Александрович, 1965), который я еще помню из своего детства. Мои родители не так давно переезжали, и вот мама нашла его, вспомнила про мои уроки и привезла его мне на в Германию. Текст был на омоформы. Тут же повторили правила на -ЧК- и -ЧН-, -ОРО- и -ЕРЕ- и -Ь- после щипящие.
Жар еще не спал. Ребенок не спал....
После разгона и диктанта переходим к новой проектной теме. Помните, мы на последнем уроке в прошлом году рисовали усадьбы (это в рамках обсуждения В.И. Жуковского и отмены крепостного права)? Теперь мы разбираемся со словами усадьба, имение и поместье по рабочим листам "Росинки". Читаем два открывка из книги "История крепостного мальчика", которую мы частично читали перед каникулами, и сравниваем имение графа Гущина и усадьбу барыни Мавры Ермолаевны.
„ГРАФ ГУЩИН
Чтобы попасть в поместье графа Гущина, надо было из села Чудова ехать три версты полем, а потом еще десять лесом. А когда кончался лес и дорога выходила к реке, то, проехав мосток, надо было обогнуть усадьбу помещицы Мавры Ермолаевны, взять направо и ехать еще две версты по старинному парку, по липовой, ровной, как стрела, аллее.
И вот только тогда вырастал из-за деревьев большой господский дом с шестью белыми колоннами, флигелями, барскими конюшнями, псарней и прочими дворовыми постройками. Это и было новгородское поместье графа Алексея Ильича Гущина - Барабиха. А кругом Барабихи, не охватишь глазом, лежали графские земли. И лес, что стеной стоял на горизонте, был графский. И луг, что зеленым ковром тянулся вдоль берега реки, графский. И села, что раскинулись кругом, словно жуки расползлись, были графские. И люди, что жили в этих селах, - тоже графские.“
„Была барыня Мавра Ермолаевна помещицей из бедных. Жила одна, детей не имела. И был у нее всего один дом, десятина земли да две души крепостных кучер Архип и кухарка Варвара.
Когда-то был у Мавры Ермолаевны муж. Служил офицером в армии, да погиб на войне. Получала теперь барыня пенсию. С нее и жила. Стоял дом Мавры Ермолаевны на взгорке, у реки, в самый притык к полям графа Гущина.
Дом барыни был малый - в три комнаты. Во дворе стояли хлев для коровы, сарай для лошади и гусятник. И еще во дворе была банька, при ней-то Архип и Варвара жили. А около баньки росла кудрявая и пушистая, единственная на весь двор березка, и висел на березке скворечник.“
Разные помещики, разные усадьбы. Пришло время поговорить об ещё одной усадьбе, которая будет ЧАСТО упоминаться на наших осенних уроках этого года. Усадьба Болдино. Я начинаю с небольшого рассказа о помолвке А.С. и Натальи Гоначаровой, про холеру и его вынужденное затворничество в семейной вотчине и то, что этот период затворничества стал известен в русской литературе как Болдинская осень.
31 августа 1830 года Пушкин выезжает из Москвы в село Болдино Лукояновского уезда Нижегородской губернии. «Едет он сначала по старинному Владимирскому тракту, печальной дороге без возврата, по которой везли осужденных на каторгу; однако за Богородском и Владимиром сворачивает… на Муром, Саваслейку, Арзамас». (5)
3 сентября 1830 года он впервые увидел Болдино: одноэтажный дедовский деревянный дом за мелким частоколом, рядом… контора, церковь и длинная деревня с избами, крытыми соломой и тесом. Небольшой пруд, тронутые осенним золотом рощицы на отлогих холмах, а кругом волнами-увалами бесконечная чернозёмная степь.(2)
Целью его поездки было вступление во владение имением - нужны были деньги на приданое для невесты. У него намечается свадьба с юной очаровательной красавицей Натальей Николаевной Гончаровой. Но после помолвки они успели поссориться, поэтому он тяжело переживает разлуку с любимой. К тому же, совсем незадолго до поездки скончался его дядюшка Василий Львович, который всегда принимал живое участие в жизни поэта. Пушкин едет, зная, что с юга надвигается эпидемия холеры. И в связи с этим у поэта преобладает подавленное настроение. Мы можем по письмам проследить его. Накануне поездки он жалуется Плетневу. Приложение 2. Приехав в Болдино, утром же писатель занялся делами, готовил бумаги, которые необходимы были для предоставления их в опекунский совет. Нужно было заложить имение, ведь и у Пушкиных, и у Гончаровых были одни долги. Через несколько дней настроение его меняется, мы это видим из следующего письма. Приложение 2.
Он не собирался задерживаться здесь надолго, поручил свои имущественные хлопоты писарю Петру Кирееву, подписал несколько бумаг, а сам торопился в Москву. Но выехать из Болдина не удалось: надвигалась эпидемия холеры. Вокруг устанавливались карантины.(6)
Поэт задержался здесь на все три осенних месяца. К тому же коллежский секретарь А.С. Пушкин был назначен попечителем квартала в с. Болдино как единственный представитель дворянства в округе. Связи с внешним миром у него почти не было (получил не более 14 писем). Однако вынужденное затворничество способствовало плодотворной работе, что удивляло и самого Пушкина, написавшего П.А. Плетневу Приложение 2. Количество написанного А.С. Пушкиным за три месяца вынужденного затворничества сопоставимо с результатами творческого труда за предшествующее десятилетие. Он создал в Болдине совершенно разноплановые произведения - и по содержанию, и по форме. Одними из первых были прозаические «Повести Белкина», параллельно шла работа над шуточно-пародийной поэмой «Домик в Коломне» и последними главами «Евгения Онегина». Болдинская осень принесла «Сказку о попе и работнике его Балде», «Историю села Горюхина». Было создано около 30 стихотворений, среди которых такие шедевры, как «Элегия», «Бесы», «Моя родословная», «Заклинание», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы».
«Просыпаюсь в семь часов, пью кофей и лежу до трех часов. Недавно расписался и уже написал пропасть. В три часа сажусь верхом, в пять в ванну и потом обедаю картофелем да грешневой кашей. До девяти часов - читаю. Вот тебе мой день, и все на одно лицо»
Это отрывок из ещё одной книги, которую я помню с детства, „Болдинская осень“ издательства „Молодая гвардия“ 1982. Я её тоже утащила из маминой библиотеки. Дело в том, что я по фамилии Болдина. Так что, сами понимаете, Болдинская осень имеет для меня какое-то особое значение:)
Затем мы работаем с рабочими листами "Росинки", одновременно "гуляя" по залам господского дома и по парку музея-заповедника Болдино, благодаря виртуальному туру вот на этом сайте.
http://www.boldinomuzey.ru/vitrual-tour/index.html На дом я задала написать сочинение о своей собственной современной усадьбе (тоже задание "Росинки").
Эту тему мы сразу подхватили на втором уроке в сентябре. Прочли (как всегда неповторимые) сочинения девочек и , чтобы подготовиться к чтению "Барышни-крестьянки", сразу набросали mind map, с идеями, как своё время проводили молодые дворяне 200 лет назад.
Обратите внимание, что устраивали молодые баре :)