Окончание. Начало
тут.
Оригинал взят у
holodilshik в
Автомобильные кондиционеры в 1940-х и 1950-х годах Продолжим начатую в
этой заметке тему развития систем автомобильного кондиционирования. Перейдем к 40-м и 50-м года двадцатого века.
Развитие в 40-е годы
В период между 1940 и 1942 годами, компания Паккард (Packard) оборудовала кондиционерами около 1500 автомобилей. Системы кондиционирования воздуха были доступны на моделях с закрытым кузовом: на модели 120, Super-Eight 160 и линейке Custom Super-Eight. Чтобы не отставать, Кадиллак (Cadillac) бывший дивизионом Дженерал Моторс (General Motors) представил кондиционер на своих моделях 1941 года, установив их примерно на 300 автомобилей.
Хотя кондиционер подавался, как предмет роскоши, у водителей были две основные жалобы:
- Во-первых, не было никакой подачи наружного воздуха в салон. Курение в машине делало воздух зловонным.
- Во-вторых, кондиционер не имел вообще никаких элементов управления внутри салона. Для выключения системы, водитель должен был выйти из машины, открыть капот и снять ремень.
Имелись также еще различные недостатки. Из-за несовершенства распределения воздуха переднее сиденье, как правило, не получало достаточного количества холодного воздуха. Так как испаритель находился сзади, иногда капли конденсата попадали на пассажиров с задних сидений. Эта проблема сохранялась и в 1950-е годы, например, широко известен случай, когда платье первой леди США Мейми Эйзенхауэр (Mamie Eisenhowers) было испачкано каплями конденсата в кондиционированном Кадиллаке.
До Второй мировой войны, примерно 3000 американских автомобилей были оснащены кондиционерами. Большинство из них были установлены в дорогих люксовых автомобилях, проданных на юго-западе США. Эта тенденция продолжилась и в 1950-е годы. Вторая мировая война затормозила рост количества систем кондиционирования воздуха в автомобилях, так как все ресурсы автопроизводителей были брошены на производство военной техники, самолетов и морских судов. После окончания войны, рост сегмента автокондиционирования возобновился с рекламой Кадиллаком новой, высокотехнологичной функции - управлением системой кондиционирования воздуха.
Однако существовала еще одна проблема. Элементы управления были установлены на расстоянии почти 6 футов (1,8 м) от водительского сидения на задней багажной полке.
К 1947 году независимые производители начали устанавливать кондиционеры на автомобилях любых марок, создав крупный послепродажный бизнес. Этот бизнес был сосредоточен в Техасе, хотя несколько крупных производителей имели штаб-квартиры в Мичигане. ARA была первым послепродажным производителем начав бизнес в начале 1949 года.
Для тех, кто не мог себе позволить, установленный на заводе или после покупки автомобиля полноценный кондиционер предлагались дешевые средства охлаждения, такие как жалюзи, алюминиевые солнечные экраны и испарительные охладители. Испарительные охладители установливались в окнах (Рисунок 6) и стали весьма популярным, особенно на юго-западе США, где низкая влажность. Они работали с водой или льдом и вентилятором, который подключался к прикуривателю.
Рисунок 6 - Испарительные охладители оконного типа, продавались в1940-х и 1950-х годах в США.
Развитие в 50-е годы
1950-е годы можно охарактеризовать как десятилетие возвращения автомобильных систем кондиционирования воздуха. Ни довоенная система Паккарда, ни Кадиллака не пережила этот период из-за проблем о которых упоминалось выше.
В 1953 модельном году произошло возвращение автомобильного кондиционера и на этот раз он не только выжил, но и вошел в эпоху расцвета. В этом году, Дженерал Моторс, Крайслер (Chrysler) и Паккард каждый представили практичную систему кондиционирования, которая продала по цене около 600 долларов.
Система Frigidaire созданная для Дженерал Моторс была доступна во всей линейке Кадиллаков и Олдсмобилей (Oldsmobile), а также на Бьюках (Buicks) моделей SUPER и ROADMASTER.
Система Airtemp созданная для Крайслер (рис 7) была обязательна на Импириэлах (Imperial - в те годы люксовое подразделение Крайслера). Для Паккардов, она была доступна только в линейках моделей Cavalier и Patrician, а также в редких версиях Derham Formal Sedan. В 1953 году, около 29 000 автомобилей были отгружены с заводов с предустановленными системами кондиционирования воздуха.
Рисунок 7 - Автомобильная система кондиционирования воздуха, разработанная дивизионом Airtemp корпорации Крайслер в 1953 году, отличается двойным конденсатором и использованием фреона R-22
В 1953 году дивизион Дженерал Моторс Harrison Radiator разработал революционную модель воздушного кондиционера, который мог быть установлен целиком под капотом в моторном отсеке, как это показано на рисунке 8. Он имел гораздо более эффективный дизайн, который стал предметом патента США № 2831327. После долгих переговоров, Harrison Radiator выиграл контракт на производство нового воздушного кондиционера для компании Понтиак (Pontiac) в 1954 году.
Рисунок 8 - Расположение компонентов системы кондиционирования воздуха под капотом автомобиля, разработанне дивизионами General Motors Harrison Radiator и Pontiac в 1953 году, что стало промышленным стандартом
В 1954 году Нэш Мотор (Nash Motor) присоединился к избранной группе автопроизводителей, предлагающих кондиционер установленный заводом-изготовителем. Одной из самых отличительных особенностей их моделей была всесезонная система кондиционирования воздуха, которая называлась All-Weather Eye (рисунок 9). У Нэш уже было то, что многие эксперты считали лучшей в отрасли системой отопления и вентиляции называемой Weather Eye. Представленная в 1938 году, она обеспечивала охлаждение в летний период и отопление в зимний с помощью одного органа управления в виде ручку и отсоединяла компрессор от двигателя, когда он не использовался. С системой All-Weather Eye не было необходимости в использовании нескольких элементов управления.
Рисунок 9 - Автомобильная система кондиционирования All-Weather Eye 1954 года от Нэш Мотор
Весь блок от Нэш Мотор был расположен под капотом и весил всего 133 фунта (60 кг), что составляло чуть более половины веса блока автомобиля Олдсмобил. Стоимость устройства Нэш Мотор составляла 395 долларов, что было на 199 долларов ниже, чем стоимость блока Олдсмобил. Дополнительная экономия включала также расходы на нагреватель для Олдсмобил.
В 1954 модельном году около 36 000 автомобилей имело установленный заводом-изготовителем кондиционер.
Еще больший рост произошел в 1955 году, когда еще семь автопроизводители предложили кондиционер в качестве опции. Шевроле (Chevrolet) дополнила конюшню автомобилей Дженерал Моторс моделями с кондиционером заводской установки. Крайслер сделал их доступным на марках ДеСото (DeSoto), Додж (Dodge) и Плимут (Plymouth).
Форд (Ford) представил кондиционер для каждой из своих моделей. Модели Hudson и даже Rambler можно было купить с системой кондиционирования воздуха заводской установки. В целом, автозаводы в течение 1955 года установили примерно 118000 кондиционеров. Это составило 1,5% от общего объема производства автомобилей. Последним американским автомобилем с кондиционером был Студебекер (Studebaker) с его моделями 1956 года по цене 459 долларов.
В 1957 году все Кадилла́ки Элдора́до Бру́эмс (Eldorado Broughams) были с кондиционером, что сделало его первой моделью, у которого кондиционер входил в стандартную комплектацию. Уровень проникновения кондиционеров заводской установки достиг 3,7%, что составило 228 000 единиц при средней цене 435 долларов. Подкапотная модель обходилась примерно в 355 долларов, в то время как магистральная продавалась за 420 долларов.
Большой спад в автомобильной промышленности в течение 1958 года повлиял и на кондиционеры. Фактическая заводская установка упала почти на 15%. Тем не менее, уровень проникновения систем кондиционирования воздуха увеличился до 4,6% среди всех моделей постройки 1958 года. В Америкэн Моторс (American Motors), уровень проникновения кондиционеров значительно снизился из-за прекращения выпуска более люксовых моделей линейки Нэш Мотор и Hudson. Начиная с 1958 года, Америкэн Моторс сосредоточились на продажах автомобилей экономичной линейки Rambler с общей стоимости автомобиля, включая кондиционер менее 2000 долларов.
Модели Форд произвели ряд сюрпризов в 1959 году. Впервые, их заводские установки превысили показатели Шевроле с большим отрывом, что сделало его лидером этого модельного года с 65796 единицами. На рынке роскошных автомобилей, традиционный лидер Кадиллак опустился на второе место уступив первенство Линкольну (Lincoln), который удерживал его в течение многих лет. Общее количество автомобилей с кондиционером, сделанных американскими компаниями достиг в 1959 отметки в 1 миллион штук.
Продолжение следует...