Makaroff-jr. Точная механика, которую мы потеряли

Jul 20, 2023 10:23

Спасибо коллеге and_kammerer за историю ещё одного русского инженера, которого мы, благодаря нашей глупой революции, потеряли. Судьба сына известнейшего адмирала Степана Осиповича. Она - блестящий показатель качества воспитания и образования людей до-без-царя.

То, что важно в аспекте моего интереса дублирую.



Макаров-младший родился в 1892м году. Третий ребенок в семье.

В 1906-м по личному указу Николая II Макаров-младший стал гардемарином Морского корпуса. Летом 1912-го он совершил первое в своей жизни кругосветное плавание на борту крейсера «Россия», а в октябре того же года Макаров-второй получил погоны мичмана российского флота. Необходимо отметить, что чин мичмана соответствовал в начале ХХ века современному званию лейтенанта.

Сын адмирала командовал ротой моряков на церемонии открытия памятника своему отцу в Кронштадте 24 июля 1913 года и получил назначение на должность вахтенного офицера на только что вступивший в строй Балтийского флота крейсер «Адмирал Макаров». Заметим, что этот боевой корабль находился в строю российского и советского флота с 1908-го по 1925 год. С 1922 года он являлся штабным кораблем старшего морского начальника в Петрограде…

Первую мировую войну Вадим Макаров встретил в чине лейтенанта. За мужество в боях у Готланда и при защите Ревеля он получил орден святого Станислава III степени и святой Анны IV степени, а также стал кавалером Морского военного креста Великобритании.

К Февральской революции 1917 года командир миноносца «Орфей» лейтенант Макаров-второй отнесся отрицательно. В мае 1917-го отправился за океан на должность помощника российского военно-морского агента (атташе). Здесь он и познакомился с Александром Колчаком, став его адъютантом.

Затем некоторое время служил старшим офицером русского крейсера «Аскольд», находившегося в Великобритании.

В Россию он возвратился уже в разгар Гражданской войны - в ноябре 1918 года. В Омске отыскал «верховного правителя России» адмирала Колчака, который назначил его начальником минно-артиллерийского отдела морского технического управления и по совместительству флагманским артиллеристом Камской флотилии. В апреле-мае 1919-го Вадим Макаров сумел захватить у красных военморов пароходы «Терек» и «Рошаль», за что получил орден святого Владимира IV степени и чин старшего лейтенанта. Вскоре Камская «белая» флотилия перестала существовать после разгрома в устье реки Чусовой. С остатками команды офицер Макаров прибыл в Тюмень.

В июле 1919-го на судах воссозданной им Обь-Иртышской флотилии, частично из реквизированных в Тюмени пароходов, Макаров-второй ушел в Тобольск, а оттуда - в Омск.

После падения правительства Колчака Вадим Макаров эмигрировал в Японию, а в 1920 году перебрался в США. Эмигрант начал свою новую жизнь грузчиком в Филадельфии. Вскоре ему улыбнулась удача. Вадим Степанович сконструировал угловой прицел для зенитной артиллерии, сумел внедрить его в производство и основал собственную фирму широкого профиля. Он изобрел гидравлический подъемник для станций автотехобслуживания.

С 1923 года фирма «Катера и яхты Макаров Инкорпорейтед» в Нью-Йорке приобрела широкую известность. Макаров сконструировал яхту по заказу композитора Сергея Рахманинова и построил собственную под названием Vamarie. Участвовал в десяти океанских гонках, а затем в 1936 году подарил ее Военно-морской академии США. С 1939 года он постоянно жил в Бостоне, став почетным гражданином города. Накануне Второй мировой войны состояние Вадима Макарова достигло трех миллионов долларов.

В 1955 году Вадим Макаров осуществил самое главное изобретение своей жизни. Он сконструировал алмазное сверло для бурения сверхглубоких нефтяных скважин. Кстати, это изобретение Макарова-младшего используется и поныне нефтедобытчиками во многих странах мира.

Русский морской офицер и американский миллионер стал участником исторической встречи Никиты Хрущева с элитой американского бизнеса в зале Woldorf Astoria в Нью-Йорке, организованной Нельсоном Рокфеллером во время визита советской делегации в США 20 сентября 1959 года.

Скончался 2 января 1964 года в Нью-Йорке и нашел свой последний приют на кладбище города Бирмингем штата Алабама.

Весьма интересная биография сильного, энергичного, умного офицера и инженера. Многое пережил, падал и снова поднимался. В эмиграции без гроша в кармане встал на ноги, организовал свое дело.

Конец цитаты.

От себя скажу, что Вадиму Степановичу дорога могла быть не только в оберофицеры Русского Императорского Флота первой половины ХХ века, но и в создатели инженерной компании по производству точной механики.

На красных обезьян, которые всё это испортили уже даже не сержусь. Устал. Знаю только, что это не должно повториться.

история техники, техника, дореволюционная Россия

Previous post Next post
Up