Копаясь в интернетах по поводу Boiler & Pressure Vessel Code американского общества инженеров-механиков я наткнулся на интересную информацию об основоположнике механики сплошных сред Степане Прокофьевиче Тимошенко.
Для начала - немного биографических сведений.
Выдающийся ученый-механик XX-го века Степан Прокофьевич Тимошенко работал в Петербургском политехническом институте большей частью по совместительству с перерывами на длительные командировки и путешествия за границу, не занимая каких-либо административных должностей. Тем не менее, первая научная работа С.П.Тимошенко “О явлениях резонанса в валах” (1905г.) была опубликована именно в “Известиях Петербургского Политехнического института”, а в своих воспоминаниях ученый отмечал, что ни в одном из вузов России, Европы и Северной Америки, в которых ему довелось бывать и работать, он не находил такого высокого уровня преподавания, как в Петербургском Политехническом институте в первые годы его существования.
Степан Прокофьевич Тимошенко родился в 1878г. в селе Шпотовка Черниговской губернии на Украине в семье землемера. В 1896 г. окончил реальное училище в Ромнах и в 1901г. Институт Инженеров Путей Сообщения в Петербурге, после которого в течение года служил в саперном батальоне. С 1903 г. С.П.Тимошенко - старший лаборант по кафедре прикладной механики и преподаватель статики сооружений в Петербургском Политехническом Институте. В 1904г. С.П.Тимошенко совершает путешествие в Европу с целью ознакомления с достижениями Немецкой технической школы и методами преподавания в Европейских вузах.
Книги Лорда Релея, в частности “Теория Звука”, оказали большое влияние на деятельность С.П.Тимошенко. Он стал заниматься расчетом частот собственных колебаний сложных конструкций и предложил простые приближенные методы решения задач данного класса. В связи с катастрофой Квебекского моста в Канаде он стал работать над теорией устойчивости сложных балок и также нашел более простые методы решения таких задач.
С 1907 г. С.П.Тимошенко по рекомендации В. Л. Кирпичева был приглашен в Киевский политехнический институт, где защитил диссертацию на звание адъюнкта, с 1908г. стал профессором по кафедре сопротивления материалов, с 1909г. деканом инженерно-строительного отделения. В 1907-1908 годах С.П.Тимошенко разработал и прочел курс сопротивления материалов, позже изданный в печатном виде и ставший классическим учебником по этой дисциплине, как и другой его учебник по теории упругости.
В 1911 г. в связи со студенческими волнениями С.П.Тимошенко уволили из Киевского политехнического института. Он вернулся в Петербург, где занял сразу две кафедры - в Электротехническом и путейском институтах, работая по совместительству и в политехническом институте в качестве преподавателя прикладной и теоретической механики, теории упругости и строительной механики. В 1912г. С.П.Тимошенко находится в командировке в Великобритании. В 1915г. С.П.Тимошенко избран профессором в Петербургском политехническом институте.
http://smitu.cef.spbstu.ru/timoshenko.htmВ период с 1912 по 1917 годы работал в Петрограде. Был консультантом при постройке судов русского военного флота.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Тимошенко,_Степан_ПрокофьевичВ 1917 г. С.П.Тимошенко был командирован в Киев, где принял участие в организации Украинской Академии наук и в 1918 г. стал одним из первых ее академиков.
http://smitu.cef.spbstu.ru/timoshenko.htmПосле Октябрьской революции в декабре 1917 Тимошенко переезжает в Киев. После занятия Киева белой Добровольческой армией выезжает в Ростов, откуда через Новороссийск, Феодосию, Ялту, Севастополь и Константинополь попадает в Югославию. Здесь он получает должность профессора политекникума в Загребе. Узнав, что 15 мая 1920 года польская армия заняла Киев, Тимошенко отправляется туда к своей семье и вместе с семьёй возвращается в Загреб.
В 1922 году переехал в США, получив приглашение от своего бывшего студента инженера Акимова. В 1923-1927 работал в исследовательско отделе компании «Вестингауз», где в то время уже работали русские инженеры Зворыкин и Муромцев.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Тимошенко,_Степан_ПрокофьевичВ 1920г. С.П.Тимошенко эмигрировал в Югославию, где занял кафедру сопротивления материалов в Загребском политехническом институте. В 1922г. С.П.Тимошенко переезжает в США, где работает инженером в компании “Вестингауз”, затем становится профессором в университете Мичигана.
Лекции Степана Прокофьевича Тимошенко по прикладной механике в Университете Мичигана привлекали большое количество студентов и молодых преподавателей. К нему приезжали такие светила из Европы, как Прандтль и Вестергард. В течение этого периода своей жизни он издал ряд книг по сопротивлению материалов, теории упругости и теории устойчивости.
В 1936 он перешел в Стенфордский Университет, где опубликовал учебники по технической механике, теории пластин и оболочек, динамике. Огромную популярность приобрела его книга по истории сопротивления материалов, которую он проследил от Галилея и Леонардо да Винчи до последних разработок.
http://smitu.cef.spbstu.ru/timoshenko.htmС 1927 года профессор на кафедре механики Мичиганского университета, с 1936 года профессор Стэнфордского университета.
В 1958 году побывал в СССР, где посетил Политехнический институт в Ленинграде, Институт механики в Киеве, Московское техническое училище им. Баумана, Московский государственный университет.
В 1964 году переехал в ФРГ.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Тимошенко,_Степан_ПрокофьевичС 1964г. С.П.Тимошенко жил в ФРГ, где и скончался в 1972 году.
Степан Прокофьевич Тимошенко был известен как преподаватель, автор многочисленных учебников и научных работ, исследователь и научный консультант. С.П.Тимошенко считается основоположником школы технической механики в США.
С.П.Тимошенко разработал теорию изгиба стержней и пластин с учетом сдвиговых деформаций (в современной строительной механике широко употребляются понятия “плита Тимошенко”, “элемент Тимошенко”), выполнил цикл работ по кручению, удару и колебаниям стержней, решил задачу о концентрации напряжений вблизи отверстий (задача Тимошенко).
Он был избран членом Национальной Академии Наук США, Королевского Научного Общества Великобритании, являлся членом Академии Наук СССР (с 1918г.- членом-корреспондентом, с 1968г. - иностранным членом), получил почетные докторские степени в различных университетах. Его именем названы лаборатория в Стенфордском университете и медаль Американского общества инженеров-механиков.
http://smitu.cef.spbstu.ru/timoshenko.htm
Труды
Является автором множества трудов в области механики сплошных сред и сопротивления материалов. Разработал теорию устойчивости упругих систем, развил вариационные принципы теории упругости и применил их в решении различных инженерных задач. Произвёл расчёт отдельных конструкций (висячих мостов, рельсов, валов, осей, зубчатых колёс и др.). С. П. Тимошенко разработал теорию изгиба стержней и пластин с учетом сдвиговых деформаций (в современной строительной механике широко употребляются понятия «плита Тимошенко», «балка Тимошенко»), выполнил цикл работ по кручению, удару и колебаниям стержней, решил задачу о концентрации напряжений вблизи отверстий (задача Тимошенко).
Оказал влияние на инженерное образование, создал классические учебные пособия «Курс сопротивления материалов» (1911) и «Курс теории упругости» (т. 1-2, 1914-16).
Член многих академий мира. Иностранный член АН СССР (с 1928). Множество работ Тимошенко актуальны и используются сегодня, написанные им учебники переведены на многие иностранные языки.
В 1957 году Американское общество инженеров-механиков (American Society of Mechanical Engineers (ASME)) установило почетную награду - медаль имени Степана Тимошенко. Установление Медали Тимошенко - знак признания его заслуг как ученого и как учителя, его мирового авторитета в своей области. Медаль вручается ежегодно за выдающиеся достижения в области прикладной механики. Первая медаль была присуждена в 1957 году самому Степану Прокофьевичу Тимошенко. Медаль Тимошенко 2005 года вручена Григорию Исааковичу Баренблатту, российскому математику, работающему в Университете Калифорнии, Беркли (США).
В 1998 году была выпущена почтовая марка Украины, посвященная Тимошенко.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Тимошенко,_Степан_Прокофьевич И - некоторые выдержки из его "Воспоминаний".
Вот, какие кадры мы потеряли в результате революции.
"Инженерные школы развились в России гораздо раньше, чем в Америке",
- утверждал С. Тимошенко
в своей книге "As I Remember"
"Мои работы были оценены на Западе, только с большим опозданием, когда я уже покинул Россию". /с.126/
"Меня поразили металлические конструкции (американских железных, - В. Чепарухин) дорог. Внешний вид их был безобразен. Конструкции поражали своей технической безграмотностью и были, по моему мнению
опасны для движения.
При прохождении поездов и особенно при их
торможении на станциях раскачивания этих конструкций достигали совершенно недопустимых пределов. О безграмотности американских инженеров я уже раньше составил себе некоторое представление, изучая провалившийся мост в Квебеке. Но все же не предполагал, что надземная железная дорога Нью-Йорка построена настолько безграмотно". /с.228/
"Теперь, через сорок лет, обдумывая причину наших (США, - В. Ч.) достижений, я прихожу к заключению, что немалую роль в этом деле сыграло образование, которое нам дали русские высшие инженерные школы. Основательная подготовка в математике и в основных технических предметах давали нам громадное преимущество перед американцами, особенно при решении новых не шаблонных задач". /с.224/
"Невольно сравнивали мы условия для докторантских экзаменов в Америке с русскими экзаменами и удивлялись низкому уровню американских. Позже, когда я ближе познакомился с американским образованием, я понял, что все начинается со школы. Оканчивающий среднюю школу американец знает по математике не больше того, что преподается в первых четырех классах русских реальных училищ". /с.247-248/
"Я получил полную картину положения преподавания сопротивления материалов в Америке. Программы были определенно значительно ниже наших русских требований. Удивлял полный отрыв теории сопротивления материалов от экспериментальных исследований. Большинство моих студентов никаких работ по механическим испытаниям материалов с измерением их упругих свойств никогда не делали. Более новые методы вычисления прогибов балок и исследования изгиба в случаях статически неопределимых совершенно не преподавались. По-видимому, студентов не учили получать решения задач сначала в алгебраической форме и затем производить арифметические вычисления с заданной точностью. /с.253/
При такой слабой подготовке не могло быть и речи о каком-либо курсе повышенного типа. Я прочитал им курс обычный для русских студентов второго курса". /с.254/
"…бесцеремонное обращение с чужой литературной собственностью указывало, на каком низком уровне стояло дело преподавания инженерных наук. Это была не Россия, не Петербургский Политехнический Институт!". /с.282/
"Война ясно доказала всю отсталость Америки в деле организации инженерного образования и в деле организации исследовательских институтов, приспособленных для экспериментального решения различного рода технических задач. Правительство поняло это и решило действовать энергично. Были ассигнованы средства для расширения исследовательской деятельности и для подготовки докторов в области инженерных наук". /с.355-356/
"Мои ученики по школе приобретали с годами все больше влияния на преподавание механики в Америке. Они пользовались моими книгами и применяли мои методы обучения". /с.379/
"Конечно, для большинства американцев было новостью узнать, что инженерные школы развились в России гораздо раньше, чем в Америке, и что роль русских инженеров в развитии инженерных наук весьма существенна". /с.414-415/
"Здесь я пользовался задачником, составленным преподавателями И. В. Мещерского и, особенно, чудесной книгой В. Л. Кирпичева "Беседы по Механике". Одним словом, я следовал русским методам преподавания механики и в американские учебники не заглядывал. Лекции имели успех (и записки, составленные моим учеником Юнгом)". /с.313/
Перевод с английского
Из письма С. П. Тимошенко Е. А. Вечорину:
"…Я больше никогда в моей жизни не имел таких благоприятных условий для научной работы (как в СПб Политехническом институте, - В. Ч.). Мне пришлось посетить впоследствии немало инженерных школ в Европе и в Америке, но я не встречал школы, где постановка преподавания была бы на такой высоте, как в нашем институте (СПб Политехническом, - В. Ч.) в первые годы его существования".
http://www.300.years.spb.ru/3_spb_3.html?id=82 Как тут не вспомнить замечательный разбор Михаилом Наконечным фальшивок сталиниста Игоря Пыхалова о дореволюционных российских инженерах.
1.
Фальсификация истории поздней Империи или 1800 инженеров Игоря Пыхалова.часть I2.
Фальсификация истории поздней Империи или 1800 инженеров Игоря Пыхалова. часть II.3.
Фальсификация истории поздней Империи или 1900 инженеров Игоря Пыхалова, часть I4.
Фальсификация истории поздней Империи или 1900 инженеров Игоря Пыхалова, часть II