Сервис как событие. Perdurant в онтологии DOLCE.

Jun 07, 2010 19:08

Towards an Ontological Foundation for Services Science. Roberta Ferrario and Nicola Guarino

Новая работа, которая предлагает ответ на вопрос: что есть сервис? Авторы подчеркивают необходимость подхода достаточно общего для рассмотрения всех видов сервисов (сервисов в разных контекстах), включая социальные, бизнес-ориентированные сервисы, которые зачастую опускаются при применении СОА.
Авторы - создатели DOLCE (Descriptive Ontology for Linguistic and Cognitive Engineering), которая относится к классу высших онтологий.

Предлагаемое определение:
A service is present at a time t and location l iff, at time t, an agent is explicitly committed to guarantee the
execution of some type of action at location l, on the occurrence of a certain triggering event, in the interest of
another agent and upon prior agreement, in a certain way.

При таком подходе сервис - это событие (event), основой которого является обязательство (commitment), гарантирующее что кто-то (провайдер) выполнит ряд действий в интересах кого-то (потребителя). Онтологически - это статическая временная сущность, событие (static event) - perdurant  в онтологии DOLCE. В контексте DOLCE, состояния и процессы (states and processes) - это особые типы событий.

Основные идеи:
  • Разграничение между service commitment (обязательство), service content , т.е. типы действий, которые должен выполнить провайдер (метод сервиса?), и service process, т.е. набор процессов, реализующих сервис.
  • Разграничение между service commitment (обязательство) и service availability (доступность), что позволяет учитывать моменты, когда обязательство выполняется, но сервис недоступен, например, рабочие перерывы.
  • Одно и то же понятие более не используется на разных уровнях абстракции: "abstract and concrete levels" (можно сравнить с methodology and endeavour levels из ISO 24744). Для авторов сервис всегда существует ТОЛЬКО на concrete level. Например, процедура, написанная на C и даже имеющая стандартный Веб-интерфейс, не является сервисом, но описанием процесса, его реализующего. Только когда процессор запускает такую процедуру, он производит сервис, который соответствует описанию.
  • Определение указывает на агента сразу, а не опускает это до уровня реализации. Разные агенты оказывают разные сервисы, хотя service content (содержимое сервиса) у них могут совпадать.
  • При указанном подходе сервисом нельзя владеть, так как он представляет собой событие. Поэтому же сервис не может быть передан. В этом отличие сервиса от продукта. В терминах DOLCE сервис - это perdurant (временный), а продукт - endurant (постоянный)
  • Поставляется не сервис, а service content (содержимое сервиса), которое представляет собой набор действий, которые надо выполнить в интересах потребителя. Т.о. сервис - это определенное обязательство (concrete commitment) по производству определенного содержимого (certain content), состоящего из действий определенного типа (actions of certain kind), выполненных определенным образом (in certain way). Совокупность различных действий, требуемых сервисом, составляют service process. "Service process implements a service". NOTE: можно провести аналогию с Ситуационной Инженерией Методов (http://techinvestlab.ru/586456). Сервис обеспечивает некоторую трансформацию. Ее состав определяется содержимым, service content (похоже на method chunks, microprocess), а реализуется она в виде service process (похоже на macroprocess)
  • Указывается на то, что сервис, как сложное событие, имеет 5 частей: service commitment (обязательство), service presentation (представление), service acquisition (приобретение), service process и service value exchange. Предлагается, что такое видение сервиса, может использоваться как основа для онтологии, которую можно применить к описанию сервиса и с внешней точки зрения (типично для веб-сервисов и SOA), и с внутренней (процессы трансформации).

Ниже схема структуры сервиса, предлагаемая Roberta Ferrario и Nicola Guarino в их работе.



(Towards an Ontological Foundation for Services Science. Roberta Ferrario and Nicola Guarino, ISTC-CNR, Laboratory for Applied Ontology)

На первый взгляд, подход имеет много преимуществ. Сервис рассматривается в широком контексте. Он описывается в терминах деятельности, а значит к его описанию можно применить метамодель ISO 24744. В статье даже есть упоминания о различных уровнях описания, аналогично уровням Methodology и Endeavour, упоминается enactment. Интересно предложение рассматриват сервис только на конкретном уровне реализации.
Однако, необходимо отдельно оценить насколько такой подход будет поддерживать преимущества, обеспечиваемые СОА.

Previous post
Up