4 ноября исполнилось ровно 30 лет со дня премьеры х/ф They Live, который в официальной русскоязычной локализации приобрел очень раздражающее меня название «Чужие среди нас». Поэтому далее я буду упоминать его оригинальный заголовок.
На мой взгляд, They Live является последним действительно значимым фильмом Джона Карпентера. Нет, конечно же, у него были неплохие ленты и после 1988 года. Но ни одна из них, как мне кажется, не оставила после себя сопоставимого культурного наследия. К тому же, They Live относится к достаточно редкой категории фильмов, актуальность которых за прошедшие после выхода годы не то что не уменьшилась, а наоборот, даже увеличилась.
И, опять таки, это конечно лишь субъективное впечатление, но на мой взгляд за последнее время картина пережила второе рождение. Ее стали достаточно часто цитировать, и приводить в качестве хорошего примера социальной сатиры. Так что самое время рассказать про семь быстрых фактов об истории фильма.
Это экранизация рассказа
Сценарий They Live вырос из рассказа «В восемь часов утра» за авторством Рэя Нельсона, впервые опубликованного осенью 1963 года. И да, английский термин short story как нельзя лучше характеризует первоисточник, ибо он действительно очень короткий. Рассказ можно прочитать буквально за 5 минут.
Впрочем, это был не тот случай, когда размер имеет значение. В дальнейшем рассказ переработали в комикс. Когда Джон Карпентер наткнулся на историю, то немедленно приобрел права и на рассказ, и на комикс, и использовал их в качестве основы для сценария. Что интересно, Карпентер написал его под псевдонимом Фрэнк Армитадж. Имя является аллюзией на главного героя произведения Говарда Лавкрафта «Данвичский ужас».
Это далеко не единственная отсылка к творчеству писателя. Например, съемочный сценарий Карпентера открывался следующей Лавкрафтовской цитатой:
And within the depths of the valley
Where light reaches not
Move forms not meant to be beheld…
По имени Нада
Согласно сценарию картины, главного героя зовут Джон Нада. Правда, в самом фильме протагонист ни разу не упоминает свое имя. Что символично, в переводе с испанского и португальского Нада означает «ничего».
Изначально, Карпентер планировал поступить проверенным способом и взять на главную роль Курта Рассела. В этом случае They Live стал бы их уже пятым совместным проектом. Но затем режиссер передумал и решил использовать свежее лицо. Достаточно неожиданно, его выбор пал на рестлера Родди Пайпера, который по примеру многих коллег в то время решил испробовать свои силы в кино.
Карпентер объяснил выбор тем, что ему нужен был человек, на лице которого в прямом смысле слова читалась его побитость жизнью. В итоге, решение сработало как надо. Скажу честно, я не видел больше ни одного фильма с Пайпером, и что-то мне подсказывает, что там вряд ли таятся какие-то скрытые жемчужины. Но могу сказать, что в They Live он смотрится на своем месте, в чем, разумеется, не малую роль сыграла его внушительная фактура.
Другую по важности роль в фильме (рабочего по имен Фрэнк) исполнил Кит Дэвид, в свое время сыгравший Чайлдса в «Нечто». Это кстати наводит на ряд забавных параллелей. В финале «Нечто» персонаж Дэвида вполне может являться пришельцем, принявшим облик человека. Тут же его герой остается одним из немногих настоящих людей (как внешне, так и внутренне), пытающихся остановить инопланетное вторжение. Если бы Карпентер, как изначально планировал, отдал роль главного героя Курту Расселу, подобные ассоциации стали бы еще более очевидными. Хотя не исключено, что именно поэтому режиссер и передумал.
Кино является критикой Рейгана и общества потребления
В отличие от многих режиссеров, любящих поиграть в загадочность при вопросе о смысле своих произведений, Джон Карпентер никогда не скрывал, что They Live в первую очередь сняты как критический ответ на политику тогдашнего американского президента Рональда Рейгана, рейганомику, яппи и в целом всю культуру потребления.
Что интересно, многие из участников проекта не разделяли взглядов Карпентера. Тот же Родди Пайпер утверждал, что поддерживает Рейгана и во время промо-тура решил воздержаться от комментариев по поводу политической подоплеки фильма. А один из чиновников студии Universal во время обсуждения сценария заявил Карпентеру, что то, что пришельцы хотят все скупить не является угрозой, ибо люди и так ежедневно продают себя. Разумеется, режиссер не смог устоять и добавил эту реплику в скрипт.
При создании облика инопланетян, Карпентер намеренно отказался от попытки показать их как высокотехнологичных существ из типовых фантастических фильмов того времени. Вместо этого пришельцы похожи на гниющие трупы. Карпентер прокомментировал это следующим образом: «Эти существа разлагают нас, следовательно, они должны напоминать разложившихся людей». Что касается черно-белого видения в режиме надетых очков, то это тоже является определенной отсылкой - к предпринимавшимся в 1980-е попыткам сделать цветными классические черно-белые голливудские фильмы.
По этому поводу я, пожалуй, приведу еще одну цитату Карпентера: «В фильме мы видим правду черно-белой, словно пришельцы колоризировали нас. Это, безусловно означает, что Тед Тернер на самом деле является монстром из космоса».
I have come here to chew bubblegum and kick ass... and I'm all out of bubblegum
Представленная выше фраза, безусловно, является самой известной цитатой из They Live. За нее нам следует поблагодарить Родди Пайпера. Фраза является заготовкой, которую он намеревался использовать во время одного из предматчевых интервью. К счастью, Пайпер нашел для нее лучшее применение.
Click to view
После выхода картины эта фраза фигурировала в ряде различных произведений, от игры Duke Nukem 3D до фильма «Реальные парни». Сейчас ее регулярно включают в различные списки самых знаменитых киноцитат.
Драка главных героев заняла более пяти минут экранного времени
В одной из самых запоминающихся сцен фильма Нада и Фрэнк устраивают кулачный бой. Он длится почти пять с половиной минут при общем хронометраже картины в 90 минут (без учета вступительного логотипов компании Universal и финальных титров). Т.е. драка героев занимает свыше 5% от всего экранного времени.
Самое забавное, что изначально Карпентер собирался уложить всю сцену в полуминутный эпизод. Но Пайпер и Дэвид уговорили режиссера расширить его. В итоге, репетиции драки заняли три недели. Для большего реализма, актеры по-настоящему дубасили друг друга (исключение было сделано лишь для лица и паха). Сама сцена снималась на заднем дворе здания, в котором располагался офис производственной компании Карпентера. Посмотрев отснятые пленки, режиссер так впечатлился увиденным, что решил использовать в фильме весь возможный материал.
Если кому интересно, вот как «зрелищно» вся эта сцена описывалась в сценарии. Уж извините за это огромное пустое пространство, но именно так было скрипте.
В финале сценария главного героя ждала иная судьба
Я надеюсь, что все, кто просматривает этот текст, видели фильм, и сказанное дальше не является спойлером. Если нет - тогда не читайте и лучше посмотрите кино.
Итак, в конце фильма главный герой добивается своей цели, но при этом получает, по всей видимости, смертельное ранение. Но что любопытно, в съемочном сценарии содержалась иная версия финала. Нада взрывал ретранслятор и после этого нам не показывали, что с ним стало. Зато после завершающего монтажа с разоблаченными пришельцами должен был последовать титр, сообщающий, что война за планету разгорелась той ночью и ее лидером стал бездомный по имени Джон Нада. Но в итоге Карпентер отказался от нехарактерного для своего творчества четкого хэпппи-энда. Думаю, это было верным решением.
У фильма могло быть продолжение
They Live представляет собой классический продукт 1980-х. Можно по разному относиться к этой эпохе, но вряд ли кто-то будет спорить с тем, что большинство выходивших тогда фильмов еще являлись самодостаточными историями, снимаемые без явного расчета на кучу продолжений. И They Live, разумеется, не является исключением.
Тем не менее, у фильма мог появиться современный сиквел. Во время
недавнего интервью, Джон Карпентер признался, что Мэтт Ривз (режиссер «Монстро» и двух новых фильмов про «Планету обезьян») работал над проектом картины под названием Resistance, которая должна была продолжить историю They Live. По словам Карпентера, в итоге Ривз переключился на иные проекты. Но в то же время, он не исключает, что в будущем сиквел все же может воскреснуть. Ведь, как хорошо известно, в Голливуде возможно все. Особенно последнего недавнего оглушительного финансового успеха «Хэллоуина».
Если честно, у меня не лучшее отношение к этой идее. Конечно, за прошедшие 30 лет They Live вовсе не потерял своей актуальности. Но концепция сиквела уже сама по себе является отрицанием сути оригинального фильма с его критикой общества потребления. В свое время Джон Карпентер сказал, что когда снова начал смотреть телевизор, то быстро заметил, что все, что там теперь показывают, направлено исключительно на то, чтобы что-то продать. А что такое сиквел, как не желание продать зрителям вариант уже знакомой им истории?
Так что, в контексте фильма уже сам факт съемки продолжения означал бы, что в конечном счете Нада проиграл, и пришельцы все еще продолжают контролировать Землю. Если подумать, то это наверно наиболее закономерный исход для этой истории. Но порой всем нам все же хочется верить в небольшие чудеса. Так что я бы предпочел, чтобы They Live так и остались самодостаточным творением, без осовремененных версий с новыми прочтениями фраз про жвачку и надирание задниц.
Для желающих поддержать