Так получилось, что самому мне нет надобности каждый день ездить на Манхэттен на работу. Но вопрос этот постоянно возникает у подавляющего большинства моих клиентов. Так что волей-неволей пришлось разобраться в этом вопросе, хотя жизнь не стоит на месте и каждый день преподносит сюрпризы. Некоторое время назад случилось мне обратить внимание на пост
Дениса Samsebeskazal, а точнее на комментарии к его посту. Я вообще больше люблю комментарии читать, даже иногда с них и начинаю. В итоге, слово за словом и вот мы начали смотреть варианты для его брата Лехи, а по факту начали Лехин образовательный процесс. Это достаточно обыденная история - надо помочь разобраться потенциальному покупателю в вопросах, которые очевидны местному жителю. Я во многих случаях делаю ознакомительные туры для потенциальных переселенцев и стараюсь дать им возможность задать все интересующие их вопросы и показать местную жизнь и мироустройство изнутри. Одной из наисерьезнейших проблем перед покупателями жилья в почти любом районе Нью Джерси является как добираться до работы. Хорошо когда работа совсем рядом (что случается не часто), еще лучше когда работа удаленная, но все же большинство покупателей работают в офисах в Нью Йорке и комьют является неотъемлемой частью их жизни. Что же больше всего волнует местных комьютеров?
- время в пути и соблюдение расписания;
- удобство (не только во время самой поездки, но и наличие/отсутствие пересадок, а также парковки);
- стоимость.
Дальше будет некоторое количество цифр, так что кто любит читать только выводы легко может пролистать ниже. Там ниже еще и небольшая историческая справка будет )
Я, конечно же, не смогу охватить анализом все направления, которые покрывает NJ Transit. Остановлюсь только на линиях поездов, которые получили название Midtown Direct Train. На сегодня пять линий предлагают беспересадочный сервис до NY Penn Station и, поскольку сам я живу в непосредственной близости от пары таких линий, то и рассказ мой будет в основном о них. Итак, есть две линии Montclair-Boonton и Morris&Essex, последняя в себя включает еще и линию Gladstone, что делает чтение расписания поездов делом непростым. Однако при определенной сноровке разобраться можно и в сухом остатке мы имеем внушительное количество поездов обеспечивающих на мой взгляд отличный комьют. Я привык брать за некий эталон станцию Саммит. Город сочетает в себе и историю и современный ритм. Исторический центр города наполнен разными ресторанами и магазинами. По соседству со станцией разбит большой парк где летом, например, жители города собираются посмотреть какой-нибудь добрый семейный фильм. В Саммите есть замечательные школы, есть удобная и недорогая парковка рядом со станцией как для местных жителей, так и для нерезидентов. Жилье в Саммите можно подобрать на любой вкус и кошелек - от недорогих апартаментов-студий до огромных поместий с богатой историей тянущейся из 19-го века. При этом налоги в Саммите не такие высокие как у соседей из Essex county. Плюс как раз после Саммита от линии Morris&Essex отделяется Gladstone. Так вот, скажем сегодня, 13 сентября, из Саммита в сторону Нью-Йорка отправится 51 поезд и 54 поезда из Нью-Йорка остановятся в Саммите. Все это произойдет в интервале с пяти часов утра до часа ночи. При этом из 14 утренних поездов в сторону Нью-Йорка 10 будут как раз те самые прямые поезда. То есть сел, открыл газету или компьютер и примерно через 45 минут ты уже на Манхеттене. Та же ситуация и в обратную сторону вечером. Все расписание заточено под обслуживание комьютеров. Это создает некоторое неудобство, если вы решите ехать днем или против основного потока. Тогда, скорее всего, поезд будет кланяться каждому столбу и интервалы между поездами будут не столь короткие, как утром или вечером. Самый быстрый поезд доберется завтра от Саммита до Нью-Йорка за 39 минут, из Нью-Йорка до Саммита за 34 минуты. Но не стоит рассчитывать, что всегда так быстро. 45 минут - вполне хороший результат. На самом деле поезда идут достаточно медленно - все дело в пропускной способности путей и «бутылочном горлышке» в виде туннеля под Гудзоном. Надо обязательно отметить, что есть города откуда доехать можно значительно быстрее. Но есть и такие, что час ехать минимум и расписание может огорчить своими интервалами даже в утренние часы. Скажем из Maplewood сегодня утром можно добраться вот так:
Кстати, в Maplewood очень небольшая парковка около станции и это вроде должно быть проблемой для местных жителей. Если посмотреть на количество велосипедов припаркованных на станции, то сразу очевидно - мест на парковке не хватает. Но к счастью город нашел решение. Утром и вечером по всему городу едет местная маршрутка - Jitney. Для жителей города цена 92 доллара за год. Это реально удобно. Настолько удобно, что жители одного из районов соседнего Миллбурна договорились, что и к ним эта маршрутка будет заезжать.
А вот пример расписания из Морристауна. Отличный город, кстати. Жизнь в центре по вечерам там кипит! Фактически получаете лишние полчаса в пути, если сравнивать с Maplewood.
Давайте для примера возьмем станцию Radburn (Fair Lawn). Утреннее расписание на сегодня:
Вроде особой проблемы нет и время в пути не значительно больше, чем от Саммита, но однозначно необходима пересадка и это значит ноутбук закрыть, газету свернуть и стараться успеть на ближайший поезд уходящий в туннель. Не успели? Не беда - ждем следующий. В целом пересадка не является злом, но она однозначно создает дискомфорт по сравнению с прямым поездом.
Я много раз замечал, что те, кто живут в городах вдоль линий поездов всегда называют меньшее время в пути до Нью-Йорка, чем те, кто только присматривается к покупке дома. От чего это зависит сложно сказать. Скорее всего два основных момента вступают в игру:
- У уже живущих всегда есть неосознанное желание приукрасить действительность, а у присматривающихся есть здоровая подозрительность и осторожность.
- У каждого свой путь из дома до офиса на Манхеттене и соответственно свое время в пути. Кроме того разные люди выходят из дома в разное время. Ну и конечно кто-то считает время от станции отправления до станции прибытия, а кто-то с учетом доехать/дойти до станции, запарковаться, подождать поезд, доехать до Нью-Йорка, пересесть на метро и потом еще пешком до офиса. Уфф, приехали!
Вот обычный диалог, который и дает мне основание уверенно говорить, что Midtown Direct Train - один из самых удобных видов комьюта.
- Случаются ли задержки?
- Случаются.
- Проблема ли это?
- Конечно.
- Не удобнее ли пересесть на автобус?
- Ни в коем случае! В поезде лучше и надежнее.
Теперь про цену.
Вот два основных элемента, которые определяют цену комьюта: цена проездного билета и стоимость парковки около станции. Раз уж с Саммита начали, то и тут так же поступим: проездной обойдется в 298 долларов в месяц. Парковка парковка для жителей города стоит 864 доллара в год. Это 72 доллара в месяц за парковку. Итого имеем 370 долларов в месяц за проездной и парковку вместе. В части парковок Саммит опять является примером от которого можно оттолкнуться и вниз и вверх. Для сравнения, перехватывающая парковка в Сикокусе стоит около 450 долларов в месяц. Но есть и обратные примеры. Недалеко от Саммита есть городок Berkeley Heights (месячный проездной 336 долларов). Мило, уютно, хорошие школы. Есть станция и парковка около нее. Для резидентов цена всего 250 долларов в год. Это один доллар и несколько центов в день, если считать рабочие дни. Для нерезидентов цена повыше - 375 в год. Рай на земле, скажете вы. Но при таких перекосах неизбежны проблемы - мест нет и очередь на получения парковочного пермита может тянуться три года. Именно поэтому многие города вводят запретительные расценки на парковку для нерезидентов или вообще запрещают парковаться нерезидентам с целью комьюта. Так поступили, например в Millburn. К слову будет сказать, что во многих городах существует еще одна проблема. Покупая недорогой парковочный пермит вы не получаете гарантию, что место на парковке будет свободно. Кто первый встал того и тапки! Мне это видится не совсем честным, но, например в пресловутом Fair Lawn все именно так. Fair Lawn не гарантирует, что купив пермит вы запаркуетесь.
Ну и обещанная историческая справка.
Как обычно, многое было осознано и придумано до нас. Еще в конце 19-го века Стюарт Хартшорн (человек фактически основавший Short Hills) понимал, что развитие района возможно только при наличии удобного транспортного сообщения с Нью Йорком. Именно это и подвигло его к постройке станции Short Hills в 1879 году. Станция обошлась ему в 2250 долларов, что по тем временам немалая сумма. В то время станция обслуживала всего два поезда в день, но ведь все всегда начинается с малого. Сегодня является очевидным, что именно удобное железнодорожное движение позволило повысить привлекательность городов вдоль, скажем линии поездов Midtown Direct. Появление прямого сообщения с Манхэттеном произошло в 1996 году - то есть всего 20 лет назад. До этого поездки на работу и обратно были не столь комфортными и быстрыми. Кроме субъективных впечатлений существует неумолимая статистика, которая говорит нам, что пассажиропоток вырос почти в два раз за первые десять лет после запуска Midtown Direct Train. Думаю многим хотелось бы понять как будут дальше развиваться и сам комьют и города вдоль линий поездов. Сегодня, удобный комьют оказывает серьезное влияние на рынок жилья. Не нужно быть экспертом, чтобы заметить, что идет активное строительство в пешей доступности от станций даже не в самых благополучных районах. Об этом есть небольшой фрагмент в видео, которое мы с Денисом сняли. Так куда же все катится? У меня есть мнение, что с развитием самоуправляемых автомобилей и проникновением их в нашу жизнь, вопрос комьюта станет не таким важным. Точнее перестанет быть столь важным жить в пешей доступности от станции поезда или в городе, где есть железная дорога. За эти удобства сегодня многие вынуждены переплачивать. Прогресс движется так быстро, что серьезные изменения, которые раньше требовали десятилетий, сейчас происходят за считанные годы. К примеру, десять лет назад еще не было и мысли, что надо будет заряжать автомобиль от розетки. Теперь же электромашины на каждом углу и зарядные станции на парковках являются обыденным делом. Я думаю, что в течение ближайших 10 лет мы имеем высокие шансы увидеть серьезное изменение и в том как люди будут добираться на работу и насколько острым будет этот вопрос.
Update:
В комментариях к видео, которое мы сняли, много народу отмечает и спорит по поводу того господина, который решил, что обращение "чувак" является образцом вежливости. Денис попросил меня пояснить что же там произошло и из-за чего весь сыр-бор.
Рассказываю: основная забота менеджмента NJ Transit - комьютеры. Поэтому много лет назад NJ Transit решили сделать доброе дело - ввести правило, которое бы позволяло комьютерам добираться до пункта назначения в еще большем комфорте. Было это, если мне не изменяет память, в 2011 году. Идея стоила фактически ноль. А раз ноль, то давайте внедрять. Ну и процесс пошел. С момента начала этой практики правила несколько раз поменялись и на сегодня ситуация не совсем однозначная какие правила применяются (я попозже дам пару ссылок и станет понятнее). Основная идея состоит в том, что некоторые вагоны объявляются тихими и это значит, что у вас есть шанс проехаться на работу и обратно в относительных тишине и покое. В таких вагонах просят не разговаривать громко между собой, воздержаться от телефонных разговоров и даже сделать музыку в наушниках потише, дабы остатки звука, которые пробиваются сквозь наушники не доставляли неудобства остальным пассажирам. В момент ввода новых правил было много ожесточенных споров между пассажирами. NJ Transit сразу начали изучать реакцию на новые правила и старались сгладить негатив, который иногда вызывали новые порядки. Для многих комьютеров поездки на поезде это часть жизни и вдруг менять свои привычки не многие захотели. Были и обратные ситуации. Часть пассажиров решили, что тихий вагон означает, что разговаривать нельзя совсем, даже шепотом. Такая разная трактовка правил требовала постоянного вмешательства кондукторов, на которых компания возложила функцию рефери. В итоге случалось, что всю дорогу принципиальные пассажиры спорили о том кто прав и почему кондуктор принял сторону оппонента. Плюс иногда особо чувствительные к шуму пассажиры требовали от кондукторов выключить рации для связи с начальником бригады и не объявлять остановки. Жесть короче!
До последнего времени действовало правило, которое определяло, что тишина в вагоне должна сохраняться только, если поезд прибывает на Penn Station c 6 до 10 утра или отправляется от Penn Station в интервале c 4 до 8 вечера. Это правило все еще висит на сайте NJ Transit.Вот ссылка
http://www.njtransit.com/sa/sa_servlet.srv?hdnPageAction=CustomerNoticeTo&NoticeId=2247 . Однако в январе этого года (я могу ошибаться, но именно такая дата у меня в голове почему-то) появилось иное правило. Теперь тихие вагоны уже не все подряд, а только первый и последний, но зато уже в течение всего дня с 6 утра до 8 вечера. Вот еще одна ссылка на все тот же сайт NJ Transit:
http://www.njtransit.com/var/var_servlet.srv?hdnPageAction=QuietCommuteTo Мне лично первое правило нравится больше. Я понимаю, что именно в эти моменты в поезде максимальное число комьютеров и, наверное, стоит прислушаться к их интересам как к интересам большинства. Зачем такие вагоны целый день мне не совсем очевидно. Мы, если что, ехали значительно позже 10 утра и старались быть вежливыми и внимательными к нуждам окружающих. Кроме того, по моему мнению, всегда лучше быть вежливым и находчивым, чем фамильярным и резким. Ничего не мешало столь чувствительному гражданину подойти к нам с советом, что ему лично мы не сильно мешаем, но все остальные могут ощущать неудобство и поэтому будет просто отлично, если мы постараемся быть тише. Думаю и в наше видео тогда бы этот момент и не попал бы.
Click to view