Таким образом, ratio нашего разума - то есть возможность нашего рационального познания мира - обусловлено тремя обстоятельствами. Во-первых, тем, что наши понятия и деятельность разума опираются на эмпирический опыт, в котором присутствует объективное содержание вещи-как-материи. И если наши суждения или умозрительная картинка или теория входят в противоречие с опытом - мы должны пересмотреть нашу теорию и наши умозрительные построения.
Но этого условия еще недостаточно. Ведь мы можем создать какие-то понятия или даже суждения на основе эмпирического опыта, но если они не будут связаны воедино, в некую единую умозрительную непротиворечивую картинку - то это еще не будет рациональным познанием миром, а будет оставаться лишь набором понятий и суждений. И если человек бредит или сошел с ума - то он может произносить какие-то слова, высказывать какие-то суждения, и, хотя все они по-одиночке и будут оставаться обычными понятиями и суждениями, в целом их невозможно назвать мышлением или рациональным познанием. Бред - это примерно то же самое, что галлюцинация в чувственном восприятии.
И рациональное познание поэтому подразумевает не только опору на опыт, но и единство мышления, в том числе единство логическое. И если в какой-то теории возникает логическое противоречие - мы также будем вынуждены пересмотреть такую теорию. Правда, уже не по той причине, что она не соответствует эмпирическому опыту и фактам, а по той причине, что она противоречит внутренним правилам и законам самого разума - чтобы теория была рациональным познанием, наш разум должен быть способен ее воспринять, то есть она должна соответствовать формам, правилам и законам самого разума, чтобы наш разум мог сохранить свое единство, то есть чтобы он смог оставаться разумом.
Но и этого условия недостаточно. Даже если мы составили единую умозрительную картинку в соответствии с правилами и законами нашего разума, и если эта картинка соответствует всем нам известным эмпирическим фактам - это еще вовсе не является достаточным для того, чтобы рациональное познание было возможным, то есть чтобы с помощью этого познания мы познавали объективный мир. Между этой картинкой должна быть некая соотнесенность с объективным миром, причем уже не только в ее соответствии эмпирическим фактам (с их объективным содержанием), но и в целом. И поэтому рациональное познание объективного мира становится возможным только потому, что и сам объективный мир обладает своим Ratio, которое состоит в его единстве. Единство нашего разума и нашей умозрительной картинки рационально не только потому, что эта картинка может быть соотнесена с единством нашего «Я», но и потому, что сам объективный мир также един.
И это третье условие является ключевым. В науке (особенно часто в гуманитарных науках, но можно привести множество примеров и из физики или химии - например, теорию флогистона, которая «объясняла» явление горения) нередко создаются теории, которые не соответствуют объективной реальности. В качестве одного из самых ярких примеров такого рода можно привести марксизм, который весь является ложью, но он сконструирован Карлой Марлой таким образом, что явных логических несуразностей в нем нет (точнее сказать, их полно, но Карла Марла не случайно опирался на «гегелевский метод» с «гегелевской логикой», которая логикой не является), а факты подобраны таким образом или таким образом интерпретируется, что они вполне соответствуют рациональным суждениям и теоретическим построениям Карлы Марлы. И поэтому опровергнуть марксизм теоретически «изнутри самого марксизма» было не так просто - марксисты всегда могли найти, казалось бы, «рациональные доводы» на все возражения или просто обвинить своих оппонентов в том, что они «прислуживают буржуазии» (что в рамках марксизма также являлось вполне рациональным доводом, укладывающимся во всю остальную марксистскую теорию).
И таких примеров можно привести множество, особенно много из гуманитарных наук - истории, экономической теории, социологии и т.д. Более того, примерно по тем же принципам выстраивается всякая пропаганда (и марксизм, в сущности, также следует рассматривать как вид пропаганды) - то есть создается в целом вполне связанный (а потому кажущийся «логически непротиворечивым» и «рациональным») дискурс или теория, она обосновывается специально подобранными фактами, и, при должном умении и вкусе к обману и лжи, создается вполне «убедительная», на первый взгляд, умозрительная и эмпирическая картинка мира. Особенно любят создавать такие картинки англосаксы и евреи, и в этом они превзошли всех - что не удивительно, так как англичане начали сознательно конструировать такие картинки чуть ли не с 16 века, а для евреев обман - основа всего их мировоззрения.
А сегодня такого рода пропаганда приобрела еще большие технические возможности, так что стало возможным конструировать не только умозрительные картинки и интерпретации фактов, но и сами факты. Скажем, организовать с помощью спецслужб общество «Белое каски», придать ей имидж «гуманитарной организации», а затем с ее помощью создавать имитацию «химической атаки» в Сирии, якобы проведенную режимом Башара Асада, после чего начать пропаганду против Асада и Сирии. Запад достиг в подобного рода пропаганде и лжи большого совершенства и обладает большими техническими возможностями (от деятельности спецслужб до СМИ), и подобного рода «имитация реальности» - то есть создание абсолютно лживой картинки мира - служит для Запада мощным инструментом политики.
Но такие картинки не являются рациональными. Точнее сказать, их рациональность обусловлена только политической рациональностью и целями политики, а вовсе не тем, что эти картинки соответствуют действительности. Поэтому условием рациональности (то есть возможности познания мира нашим разумом), в конечном счете, является не только соответствие каким-то отдельным фактам или даже внутренняя непротиворечивость картинки - а соотнесенность единства этой картинки единству объективного мира. То есть объективному Ratio. И это задача сложная сегодня не только в политике или в гуманитарных областях, но и в естественных науках.