Новое киновпечатление. "Транс"

Apr 13, 2013 19:47

image Click to view


Штучка с подвывертом
Рассказывая о новом фильме Дэнни Бойла «Транс», практически невозможно обойтись без спойлеров. И тем не менее я попробую.
Собираясь на просмотр, я уже заранее знал о некоторых деталях сюжета, что фильм запутанный, построен в том числе на наложении видений из подсознания на реальность. Это ожидания оправдались полностью. Можно ещё сказать и так: тему из «Начала» Нолана Бойл успешно обыграл у себя по-своему, с нюансами и меньшими фантастичностью и затратами. Тут даже финал немного открытый - хотя бы такое сходство.
В «Трансе» Бойл заигрывает ещё и с высоким изобразительным искусством - недаром в центре сюжета картина Франциско Гойи, которую преступники как бы неудачно похищают, а потом долго не могут найти. А герой МакЭвоя Саймон - настоящий знаток в данной сфере. Это и стремление к большей красивости, и какой-то символизм. Согласитесь, если бы речь шла не о картине, а просто о слитках золота, например, некая планка художественности была бы снижена. Было бы не так изящно.
Кроме того уточним, что Саймон легко вводится в состояние гипноза и легко из него выходит. Без такого качества героя сюжет, наверное, был бы в целом немыслим. А некоторые уже упомянутые видения Саймона под гипнозом очень причудливы, вплоть до сюрреализма. Даже вспоминается тот самый нашумевший фильм Бойла «На игле».
Парадокс в том, что среди главных героев здесь нет ни одного положительного. Сочувствовать им вряд ли получится, потому и сказать, что финал справедлив или нет, тоже нельзя. Один герой - аукционист-игроман (МакЭвой), ранее грешивший и наркотиками, готовый от отчаяния пойти на крупное преступление, другой - алчный делец (Кассель), которому мало того, что он имеет, и это уже его причина для готовности стать главным организатором того же преступления. И третья - психотерапевт (Доусон), которая легко соглашается помогать похитителям за определённый процент. Это на первый взгляд. Потом окажется, что роли в преступном механизме были распределены чуть по-другому. А все они образуют еще и какой-то извращённый любовный треугольник.
Этот фильм - история шикарной разводки. Её виртуозность зачаровывает. Когда она раскрывается и описывается для зрителя, когда выявляются различные «скелеты в шкафу», возникают и всевозможные аналогии, но даже не с историями про всевозможные великолепные аферы (привет Николасу Кейджу!), а с фильмами, имеющими сверхнеожиданную концовку. Каким-нибудь «Шестым чувством». Или «Неизвестным». Или «Домом грёз». Криминал с течением экранного времени становится больше фоном, а на первый план выходят эмоции (например, ревность), душевные мучения и сомнения. Удерживает внимание зрителя Бойл не экшном, а психологическим напряжением.
Если говорить об актёрских работах, то Джеймс МакЭвой успешно сыграл человека отчаявшегося, загнанного и страшно боящегося за свою жизнь. А от отчаяния совершающего и очень жестокие поступки. Касселю не впервой играть отрицательных персонажей, вот и здесь он смотрится вполне органично. Но и не сказать, что это такая выдающаяся его роль, скорее одна из многих. Почему же на женскую роль Бойл выбрал именно чернокожую Доусон, совершенно не понятно. Претензия именно к кастингу - какая-нибудь красивая внешне белая актриса смотрелась бы здесь более выигрышнее. Сама выбранная артистка постаралась, видно, что роль была ей интересна, возможно, даже воспринималась как небольшой вызов.

За пригласительный на фильм - спасибо заму директора "Маяковского" (http://www.vvm.ru) Константину Краскову.

Маяковский, Кино, рецензия

Previous post Next post
Up