Поток

Sep 10, 2019 13:53


В довесок к  https://kirill-golub.livejournal.com/19211.html

Из книги Демарко и Листера "Человеческий фактор"

Поток



Во  время работы в одиночестве человек в идеале находится в состоянии,  которое психологи называют потоком. Поток - это состояние глубокого,  почти медитативного погружения в работу. В этом состоянии человек  испытывает лёгкое чувство эйфории и не замечает течения времени: «Я  начал работать. Когда оторвался, прошло уже три часа». Человек не  прикладывает сознательных усилий, потому что работа, кажется, идёт  потоком. Вы часто бывали в этом состоянии, поэтому нам не нужно его  описывать.
Не все виды работы требуют состояния потока для достижения  хорошей производительности, но для любого, кто связан с  проектированием, дизайном, разработкой, письмом или подобными задачами,  поток - необходимость. Это задачи, требующие сильного импульса. И только  в потоке подобная работа продвигается хорошо.
К сожалению, поток  нельзя «включать» по желанию. Требуется медленное погружение в предмет,  не менее пятнадцати минут концентрации, прежде чем появится это  состояние. В период погружения вы особенно чувствительны к шуму и  остановкам. Шумная среда может затруднить или сделать невозможным вход в  поток.
Из потока вас может легко вывести направленное  непосредственно на вас воздействие (скажем, ваш телефон) или назойливый  шум («Внимание! Сообщение для Пола Портулаки! Пол Портулака, позвоните  по внутреннему номеру…»). После каждого такого вмешательства требуется  дополнительное время для возврата в поток. И в это время работа стоит на  месте.

Бесконечное отсутствие потока

Если в  среднем входящий телефонный звонок отнимает пять минут, а ваш период  повторного входа в поток - пятнадцать минут, общая стоимость такого  звонка, исчисляемая в потерянном времени потока (непосредственной  работы), - двадцать минут. Десяток телефонных звонков израсходуют  половину рабочего дня. Ещё десяток других вмешательств, и вот уже  рабочий день пропал. Именно поэтому «С девяти до пяти здесь совершенно  невозможно работать».
Здесь важна не только потеря времени, но ещё и  сопровождающее эту потерю раздражение. Сотрудник, который постоянно  пытается войти в поток и постоянно вынужден отвлекаться, - человек  недовольный. Как только он приближается к включению в работу, рабочая  среда тут же возвращает его на землю. Вместо желанной предельной  концентрации он постоянно находится в беспорядочной смене действий,  присущей современному офису.

Творческое пространство

В  шестидесятые годы исследователи Корнелльского университета провели ряд  тестов, в которых определялось воздействие музыки на работающего  человека. Они опросили группу студентов факультета информатики и  разделили их на две подгруппы. В первую вошли те, кому нравилась фоновая  музыка в процессе работы или учёбы, во вторую - те, кому музыка мешала.  Затем половину участников каждой из подгрупп поместили в тихую  аудиторию, а вторую половину - в аудиторию, оборудованную наушниками с  возможностью выбирать музыку. Участники в обеих аудиториях получили  задачу по программированию на Фортране. Никого не удивило, что участники  обеих аудиторий одинаково быстро и качественно справились с задачей.  Как знает любой ребёнок, выполняющий под музыку домашнее задание по  математике, музыка не затрагивает часть мозга, отвечающую за  математические действия, её прослушиванием занят другой мозговой центр.
Однако  в Корнелльском эксперименте был ещё скрытый фактор. В постановке задачи  требовалось, чтобы поток выходных данных формировался посредством ряда  преобразований над числами из потока входных данных. Так, участникам  предлагалось сдвинуть каждое число на две цифры влево, затем разделить  его на сто, и так далее порядка десяти операций. И хотя в спецификации  об этом не было сказано явно, конечным результатом всех преобразований  над числом оказывалось обязательно само это число. Некоторые участники  поняли это, а некоторые нет. Подавляющее большинство догадавшихся  работало в тихой аудитории.
Многие из повседневных задач, выполняемых  профессиональными работниками, обсчитываются в центре последовательной  обработки левого полушария. Музыка не особо мешает такой работе,  поскольку её восприятием занимается правое холистическое полушарие  мозга. Но не все задачи могут выполняться в левом полушарии. Есть ещё и  моменты просветления, когда вы восклицаете «Ага!», обнаружив короткий  путь, позволяющий сэкономить много месяцев или даже лет работы. Такое  творческое озарение требует работы правого полушария. Если правое  полушарие занято прослушиванием фортепианного концерта, возможность  творческого озарения исчезает.
Творческий штраф, налагаемый средой,  отличается коварством. Поскольку творческие способности и без того  проявляются нерегулярно, мы часто не замечаем, что они стали проявляться  реже. Творческое мышление человека не нормировано. Подавление  творческого мышления накапливается с течением времени. Организация  становится менее работоспособной, люди без всякого вдохновения  вымучивают результаты, а лучшие сотрудники покидают компанию.

Previous post Next post
Up