Заметки конкурсанта. Международный конкурс молодых гитаристов “Tallin 2010”

Aug 04, 2010 15:06


Дмитрий Кудрявцев, студент 3-его курса колледжа при Волгоградском институте искусств, преп. Матохин С.Н.


    С 12 по 16 июля 2010 г. в замечательном городе Таллине прошел Международный конкурс молодых гитаристов “Tallinn 2010”. Для такой маленькой страны, как Эстония, этот конкурс имел очень большое значение. Во-первых, стоит отметить огромную поддержку со стороны эстонских властей и министерства культуры, во-вторых, организаторам нужно отдать низкий поклон за великолепнейшую организацию.
    Конкурс проходил в 1 тур, где помимо свободной программы нужно было исполнить обязательную пьесу эстонского композитора Лаури Йыэлехта. Конкурсантов поделили на 5 групп по возрастному принципу. Помимо конкурса проходили концерты жюри и выставка гитар эстонских мастеров.
    Надо сказать, что погода в Таллине выдалась отнюдь не балтийская: днем отметка на градуснике за все 5 дней ни разу не опускалась ниже 30 градусов. Поэтому мне как человеку с югов России было довольно привычно, чего не скажешь о бедных финнах, которые просто маялись от жары.
    В день открытия (12 июля) выступали Тадас Умбрасас(Литва) и Приит Петерсон (Эстония) - юные победители прошлого конкурса в своих возрастных группах. Надо отдать должное ребятам: в таком возрасте (обоим не больше 13 лет) играть Сонату А-dur Скарлатти и Прелюдию и престо BWV 996 под силу далеко не каждому. Юные исполнители снова показали, что прошлогодний конкурс они выиграли не случайно. Концерт продолжил Димитрос Реггинос (Кипр). Он исполнял музыку Сора, Баха, Тарреги,свои сочинения. Его игра мне очень понравилась: хороший звук, все очень чисто, музыкально, филигранно, чувство вкуса и интересная интерпретация. Зрители были в восторге.
    Во вторник (13 июля) проходили прослушивания самых молодых участников - 1 и 2 группа. Я прослушал, наверное, всех. И у меня сложилось очень хорошее впечатление о балтийской школе, т.к. в этих группах выступали только дети из Литвы, Латвии и Эстонии. По сравнению со своими российскими ровесниками, дети из Прибалтики играли не по годам музыкально, все довольно аккуратно, чувствовалось, что дети осознают музыку, которую они играют. То есть я считаю, что система образования в муз. школах там налажена лучше, раз дети так играют.
    Вечером объявили результаты: первое место в обеих группах заняли мальчики из Литвы, второе и третье местные эстонские ребята. Всё, на мой взгляд, было по-честному, никого явно не вытягивали. Далее состоялся концерт Хейки Мятлика (Эстония) и Саулиуса Липчуса (Литва). Мятлик играл довольно интересную и малоизвестную музыку Макса Регера. Возможно он не является великим технарем, но трактовка у него все же очень интересная, все продуманно до мелочей. Липчус играл Кастельнуово-Тедеско, Сора, Лобоса. На мой взгляд, очень интересный гитарист, но, к сожалению, мало известный в России. Его игра очень музыкальна, технична, чиста, все сделано с большим вкусом. Мне, наверное, его концерт понравился больше всего. Когда я сидел в зале и слушал, у меня создавалась атмосфера какого-то тепла, радости, я получал большое удовольствие от его игры. Саулиус обладает каким-то даром завораживать публику.
    На следующий день, в среду (14 июля), проходили прослушивания третьей возрастной группы. Я не пошел на них, потому что был вынужден готовится к предстоящему выступлению. Кроме этого мне очень хотелось побродить по улочкам старого города. День выдался солнечным и жарким. Я потерял счет времени, да еще и заблудился в крепостных стенах, и чуть-чуть опоздал на концерт лауреатов. Первое место в возрастной группе 1994-1996 занял бельгиец Туур Сегерс. Второе - ЮнХва Янг из Южной Кореи. Третье - эстонец Георг Пукк. Бельгиец был явным фаворитом в этой группе, на концерте лауреатов и дипломантов он был наголову выше всех. Парень из Кореи для своих лет необычайно техничен, но ему не хватало музыкальности и мелодичности, слишком все было как-то сумбурно и в нереально бешеных темпах. Георг Пукк неплохо справился с «Собором» Барриоса в музыкальном плане, но темп был явно ниже общепринятого. В общем, опять вопросов у меня к жюри не возникло. Вечер продолжился замечательным концертом Евгения Финкельштейна. Он играл музыку Доуленда, Кошкина, Доменикони и свои сочинения. Его концерт прошел очень успешно, я вообще не знаю, когда его концерты проходили по-другому.
    И вот настал долгожданный четверг (15 июля), день, к которому я готовился 2 месяца. Я играл первым номером. Игру свою комментировать не буду, ибо это будет не совсем объективно, но замечу, что играть в этом зале мне очень понравилось: потрясающая, великолепная акустика и ощущение, что ты играешь не на конкурсе, а просто для себя и своих друзей - настолько легко было мне играть на сцене. После того, как я отыграл, я сразу отправился слушать остальных участников. Прослушав абсолютно всех, я сразу определил фаворитов(моя персона в этот список не входила), и аутсайдеров. Дима Омельчак произвел большой фурор на жюри и на композитора, это было заметно по их жестам. Уже тогда я для себя определил победителя. Еще мне очень запомнилось выступление девушки из Литвы, она играла самой последней. В момент исполнения Ашер -вальса началась сильная гроза, и это выглядело очень эффектно: барток-пиццикато на фоне дождя,грома и молнии.
    Мы с нетерпением прождали вместе с Димой и Жорой Саргсяном часа 3, погуляли по городу и торговому центру. И наступил момент истины. Когда объявляли дипломантов, я мысленно похоронил мечту о том, чтобы что-то занять. Но услышал свое имя вместе со званием лауреата третьей премии. Радости моей не было предела, как впрочем и улыбки. Я как-то и не ожидал, что что-то могу занять на этом конкурсе. Второе место заняли две местных девочки - Кристиина Ялакас и Кирси Тилк. Ну и первое, конечно же, Дмитрий Омельчак! Ему же достался приз за лучшее исполнение обязательной пьесы. Мы отыграли концерт, и вместе с другими участниками отправились на экскурсию по Старому городу.
    В пятницу три гитариста из СНГ отправились к восьми утра на пляж. Погода была отличная, вода прелестная и настроение прекрасное. Мы поплавали часа два, наверное, потом проводили Жору - у него в этот день был самолет, и отправились слушать пятую группу. В самой старшей группе(1989 и старше) была парочка людей, которые играли явно слабее остальных. Однако и очевидного фаворита я не находил. То есть, в качестве победителя я рассматривал где-то 3 кандидатуры. Но нам оставалось ждать вечера, чтобы сравнить наши с Димой предположения с решением жюри.
    И вот в пятницу вечером (16 июля), в заключительный день конкурса, объявили результаты. Первое место - Алексей Соколов (Москва), второе - Кирилл Огородников (Эстония) и третье - Дмитрий Родичев (Санкт-Петербург). В принципе, мои предположения оправдались. По итогам пяти дней, гран-при взял Тадас Умбрасас из Литвы, которого многие уже в самом начале досрочно определили главным претендентом на приз в 2000Е. Надо отдать должное жюри, я прослушал 80% участников, и у меня ни разу не возникло ощущение, что кого-то специально тянули, кто-то незаслуженно стал лауреатом или дипломантом. Кто на что наиграл, тот в итоге то и получил. Вообще, если сравнивать большинство наших конкурсов с этим, то можно найти различия в целях и задачах. У нас главное, чтобы все было без ошибок, технично и посложнее, а уже потом смотрят на музыкальную сторону и художественные средства выразительности. А в Таллинне было наоборот. Поэтому я считаю, что у этого «молодого» конкурса большое будущее: сказочная организация, красивый город и куча положительных впечатлений за 5 дней. Я думаю, что следующий конкурс будет еще лучше(хотя куда уж лучше, я не знаю). Но об этом мы узнаем только на следующем конкурсе в 2012 году.









гитарный конкурс, конкурс, классическая гитара, Таллин

Previous post Next post
Up