У меня отличная новость - я-таки закончил бакалавриат в нашей консерватории. Диплом еще не получил, но скоро!
А история была не такая простая
Выпускной экзамен я сдал еще в прошлом году. Но так как у меня было много хвостов и не сделана дипломная работа, то мне дали еще год на то, чтобы все закончить.
Получилась такая ситуация из-за того, что я был сосредоточен на исполнительстве и мне не хотелось заниматься беготней со сбором подписей, написанием рефератов про симфонии Брукнера, прохождением практики в музыкальной школе и тому подобными вещами. В итоге, вместо того, чтобы в течении года закрывать все хвосты, я, как это не удивительно, продолжал заниматься исполнительством - подготовкой произведений и поиском концертов.)))
В письме из деканата, пришедшем ко мне в конце мая, сообщалось что если я до конца вступительных экзаменов, до 22 июня, не сдам все, то меня отчислят. В аварийном режиме, за месяц я сделал все, кроме дипломной работы и предмета «Изучение социальных СМИ» (Medienkunde), который мне обещали зачесть, но я вовремя не получил подпись, а потом деканат сменился и новая зам. декана отправила меня к преподавателю, с которым еще тогда были напряженные взаимоотношения. В конечном счете преподаватель дал мне задание для реферата.
Диплом я должен был сдать не позднее 19 сентября. И это была мучительная работа. Тема диплома интересная - «12 этюдов для гитары Э. Вилла-Лобоса: технические аспекты» и я хорошо в ней разбираюсь, но писать 50 страниц научным немецким языком вместо того, чтобы готовить новую программу - все во мне протестовало против этого! Кроме факультатива «Введение в написание научных работ», на который я случайно ходил, не было никаких предметов, посвященных написанию подобной работы. И пришлось напрягать Эверса и еще кучу народа, чтобы все грамотно сделать. И это противоречит здравому смыслу чуть более, чем... Зачем мне - исполнителю - писать дипломную работу?! Выпускной я сыграл, на педагога или искусствоведа я не учусь, писать и оформлять подобные работы меня не обучали, а сам заниматься этим в такие сроки и в таких объемах я не хочу - я хочу на гитаре играть!
В итоге, 79 страниц и 190 (!) картинок. Особенно с картинками я охренел! Спасибо Мише за помощь: мы с ним за 9 часов с часовым перерывом на обед набрали нотных примеров только для шести этюдов. Т.е. меньше половины, т. к. их еще надо было вырезать, вставлять и форматировать. В конце этого «марафона» я ему говорю: «Мы два взрослых мужика - чем мы занимаемся?!». А вы представляете, как пишут дипломы корейцы))) Я видел один, со ссылками на Википедию...
19 сентября я успел его отдать в самый последний момент. Диплом, кстати, очень интересный получился - я нашел много информации по этюдам, о которой я даже понятия не имел. Например, есть переложение для фортепьяно, которое сделал Tomás Terán. Поэтому позже немного дополню и буду эту работу публиковать.
30 сентября я сдал этот последний реферат. После того, как оба моих научных руководителя поставят мне оценку за дипломную работу, мне выдадут, собственно, сам диплом.
Далее я планировал идти в магистратуру, которая у нас всего один год, вместо двух. Поэтому есть т. н. сертификат - один как бы подготовительный год к магистратуре, чтобы растянуть ее на два года. Поэтому я сейчас год на сертификате.
Размышляя о планах на будущее и роли магистратуры в них, я не нахожу весомых доводов, чтобы ее заканчивать. «Просто так», «про запас», «чтобы повысить статус» - это все неубедительно, т. к. не понятно, как конкретно окупятся временные затраты. Как исполнитель я буду совершенствоваться в игре и в поиске концертов. Для этого я буду продолжать заниматься с Эверсом или с кем-то другим. В педагогике магистратура могла бы помочь, если бы у меня была цель всю жизнь преподавать в какой-нибудь музыкальной школе. Но у меня есть более интересные идеи!)))
Обобщая: система обучения имеет много серьезных недостатков и очень неоптимальна. Подробно я опишу свои мысли на этот счет в другой статье, с аргументами и пояснениями.