V конференция "Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание", Тамбов

Apr 19, 2010 23:24

Пятая международная научно-практическая конференция
«Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание»


С 10 по 11 апреля 2010 г. на базе Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова (ТГМПИ им. С.В. Рахманинова) при содействии Управления культуры и архивного дела Тамбовской области и Ассоциации развития гитарного искусства проходила Пятая международная научно-практическая конференция «Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание». В ней приняли участие 55 специалистов из разных стран - ученые-исследователи, гитаристы-исполнители, преподаватели всех ступеней системы музыкального образования, специалисты в различных областях, связанных с классической гитарой, а также аспиранты и студенты различных музыкально-профессиональных учебных заведений. Среди них: профессор М. Бацотти (Marco Bazzotti), Италия; профессор П. Бонагури (Piero Bonaguri), Италия; кандидат педагогических наук В.Г.Борисевич, Москва; профессор А.Г. Бурханов, Новосибирск; заслуженный деятель искусств, профессор В.И. Голубничий, Нижний Новгород; кандидат филологических наук А.К. Деркач, Тамбов; кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель России Н.Н. Дмитриева, Москва; кандидат искусствоведения К.В. Ильгин, г. Санкт-Петербург; доктор искусствоведения, профессор М.И. Имханицкий, Москва; профессор Я. де Клоэ, Бельгия; лауреат международных конкурсов, профессор В.А. Кузнецов, г. Москва; М. Офи (Matanya Ophee), США; кандидат искусствоведения, доцент В.О. Петров, Астрахань; кандидат искусствоведения, доцент А.А. Петропавловский, Нижний Новгород; кандидат педагогических наук В.И. Попов, Екатеринбург; кандидат педагогических наук, доцент А.А. Скрынников, Волгоград; доктор психологических наук, доцент Р.Ф. Сулейманов, Казань; кандидат технических наук, доцент С.Н. Тихонравов, Харьков; доцент, Е.Ю. Финкельштейн, Москва; профессор Г.Р. Харниш, Аргентина; кандидат искусствоведения, доцент К.А. Чеченя, Киев и многие другие.
     Конференция включала в себя комплекс мероприятий, направленных на пропаганду искусства игры на классической гитаре, а также расширение его научно-теоретической и практической базы в системе дополнительного и профессионального музыкального образования.
     Начала свою работу конференция с приветственного вступительного слова к ее участникам и.о. ректора ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, кандидата педагогических наук, профессора И.Н. Вановской, а также автора идеи проведения конференции и главного ее организатора, кандидата искусствоведения, лауреата международных конкурсов, доцента ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, президента Ассоциации развития гитарного искусства В.Р. Ганеева.
     На конференции прозвучали доклады, посвященные актуальным теоретическим и практическим проблемам педагогики в области обучения игре на классической гитаре, особенностям современных исполнительских школ.
     На пленарном заседании прозвучали три доклада по следующим темам:
     1. «Что делать?»: структура общественно-просветительской деятельности гитариста (кандидат искусствоведения, доцент Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки А.А. Петропавловский).
     2. О некоторых проблемах современного российского гитаризма (кандидат педагогических наук, директор школы искусств №19 г. Екатеринбурга В.И. Попов).
     3. О звукоизвлечении на гитаре (артист Филармонического общества Санкт-Петербурга, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств С.Е. Ильин).
     После пленарного заседания состоялся концерт участников конференции. Исполнители: А. Гусев (г. Тамбов), О. Гребнева (г. Тамбов), А. Тришин (г. Москва). В концерте также приняли участие победители Первого городского конкурса молодых исполнителей на классической гитаре, проведенного накануне Комитетом культуры Администрации г. Тамбова.
     Далее конференция продолжилась в формате секционных заседаний. Прозвучали доклады на следующие темы:
     1. О выборе репертуара в учебном процессе (лауреат международных конкурсов, профессор Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке В.А. Кузнецов).
     2. Некоторые особенности русского перевода иностранных гитарных терминов (профессор кафедры народных инструментов Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, солист Новосибирской филармонии А.Г. Бурханов).
     3. 24 прелюдии для гитары Виталия Харисова: особенности формообразования цикла (лауреат международных конкурсов, аспирант Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки Р.Ш. Мамедкулиев).
     4. Особенности формирования мышления учащихся-гитаристов (кандидат педагогических наук, заместитель главного редактора журнала «Гитаристъ» по научной работе, преподаватель ГОУДОД г. Москвы «Детская музыкальная школа имени Б.А. Чайковского» В.Г. Борисевич).
     Первый день конференции завершился концертом в зале «Тамбовконцерт». Для тамбовской публики прозвучали сразу две премьеры - Концерт для гитары с оркестром бразильского композитора Э. Вила Лобоса и Три концертных танца кубинского композитора Л. Брауэра. Впервые в Тамбове их исполнили: Тамбовский симфонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижер - лауреат международных конкурсов Виктор Куликов), солист - лауреат международных конкурсов Айнур Бегутов (г. Казань).
     На следующий день конференция продолжила свою работу в прежнем формате. Прозвучали доклады на следующие темы:
     1. Психолого-педагогическая модель инновационных процессов музыкального воспитания студента-гитариста в качестве музыканта-интерпретатора (кандидат педагогических наук, доцент Волгоградского государственного института искусств и культуры А.А. Скрынников).
     2. «Венецианский карнавал» Ф. Тарреги: замысел, образы, структура (лауреат международных конкурсов, директор Культурного Центра «Айдина» г. Казани А.В. Бегутов).
     3. Развитие беглости связки a-m (студент Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки М.А. Бакулин).
     4. Аранхуэзский концерт Хоакина Родриго (студентка ТГМПИ им. С.В. Рахманинова О.Б. Гребнева).
     5. «Черный Декамерон» Лео Брауэра (преподаватель Балаковского училища искусств К.О. Музалькова).
     6. Гитарный оркестр в России - перспективы развития (преподаватель Балаковского училища искусств Е.В. Толочкова).
     7. Моделирование гамм (преподаватель Центральной детской музыкальной школы г. Саратова И.В. Щербакова).
     8.Опыт работы со студентами-инвалидами по индивидуальной авторской программе (преподаватель Московского областного базового музыкального училища им. А.М.Скрябина г.Электросталь А.А.Смирнов) 
     В перерыве между секционными заседаниями профессор Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки А.Г. Бурханов провел мастер-класс со студентами ТГМПИ им. С.В. Рахманинова на тему «Исполнительские особенности барочной музыки».
     В рамках конференции был также проведен конкурс студенческих научных работ. Компетентное жюри (председатель жюри: кандидат искусствоведения А.А. Петропавловский, члены жюри: кандидат педагогических наук В.Г. Борисевич, кандидат искусствоведения В.Р. Ганеев), оценив качество представленных на конкурс работ, определило победителей:
     I место - не было присуждено;
     II место:
     Павел Поздняков - студент Российской государственной академии им. Гнесиных (научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор М.И. Имханицкий);
     ;Оксана Гребнева - студентка Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова (научный руководитель - профессор А.И. Сотников);
     III место:
     Элина Галиева - студентка Уфимской государственной академии искусств им. З. Исмагилова (научный руководитель - кандидат искусствоведения С.И. Махней);
     IV место (диплом):
     Михаил Бакулин - студент Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки (научный руководитель - кандидат искусствоведения А.А. Петропавловский).
     По окончании секционных заседаний для подведения итогов конференции был проведен круглый стол, на котором все ее участники имели возможность высказаться и поделиться впечатлениями о проделанной совместной работе. Участники круглого стола пришли к единодушному мнению о том, что конференция имела большую научно-практическую значимость и в целом прошла очень результативно. Следует также отметить, что во время обсуждения итогов конференции, подавляющее большинство специалистов высказалось о важности и необходимости определения единой адекватной терминологии для использования ее в научно-методической литературе, посвященной вопросам гитарного искусства. Без этого дальнейшее развитие классической гитары в научных рамках будет крайне затруднительным.
     Завершилась конференция вечером 11 апреля концертом в Рахманиновском зале. В концерте выступили: дуэт гитаристов из Нижнего Новгорода (лауреат Всероссийского конкурса Алексей Петропавловский и лауреат международных конкурсов Ровшан Мамедкулиев), гитарный квартет студентов ТГМПИ (Сергей Абрамов, Оксана Гребнева, Татьяна Хрущева и Сергей Попов). Квартет среди прочих произведений впервые в Тамбове исполнил сочинение современного российского композитора Николая Рымарева. Концерт завершился тамбовской премьерой произведения Сергея Ильина «North Cape»для оркестра гитар и камерного оркестра в исполнении сводного гитарного оркестра участников конференции и студенческого камерного оркестра ТГМПИ им. С.В. Рахманинова (дирижер - профессор Александр Черемисин). Партию первой гитары исполнил сам автор. Партия второй гитары прозвучала в исполнении Оксаны Гребневой. Перед началом премьеры автор рассказал о том, под каким впечатлением создавалось это сочинение, что вызвало чрезвычайный интерес у слушателей.
     По результатам научно-практической конференции был опубликован сборник тезисов докладов ее участников. Сборник содержит 53 статьи, которые посвящены истории развития исполнительского искусства, анализу актуальных теоретических и практических проблем в области преподавания игры на классической гитаре, особенностям современных исполнительских школ, проблемам учебного и исполнительского материала, а также информационным компьютерным технологиям в области гитарного искусства. Таким образом, сборник тезисов V международной научно-практической конференции позволяет частично восполнить дефицит научно-педагогической и искусствоведческой литературы, относящейся к проблематике развития искусства классической гитары, а также осуществить обмен опытом между гитаристами. По широкому кругу представленных в нем авторов - от студентов и аспирантов до известных исследователей, ученых, педагогов-практиков и исполнителей, а также специалистов в других областях - можно свидетельствовать о том, что данная ежегодная конференция является центром притяжения научной мысли в развитии гитарного искусства.

upd: группа вКонтакте.

Гитарный квартет


Ровшан Мамедкулиев


Алексей Петропавловский и Ровшан Мамедкулиев


текст и фото: В.Г. Борисевич

гитарный фестиваль, Тамбов, научная работа, классическая гитара, конференция

Previous post Next post
Up