В.Г. Борисевич ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ-ГИТАРИСТОВ

Apr 25, 2010 17:41

Борисевич В.Г. Особенности формирования мышления учащихся-гитаристов // Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: Тезисы Пятой международной научно-практической конференции: 10-11 апреля 2010 г. / В.Р. Ганеев, редактор-составитель. - Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2010. - С. 103-105.

Основополагающая цель современной концепции начального музыкального образования заключается в формировании и воспитании гармонически развитой личности с акцентом на формирования музыкальной культуры учащихся, как части их общей культуры. Она достигается через решение следующих основных задач: постижение природы музыкального искусства, развитие общей культуры учащихся, всего спектра их музыкальных способностей, исполнительских умений и навыков и т.д.
    Мышление в широком смысле этого слова является одним из основных видов многочисленных способностей человека, потому что невозможно сформировать и воспитать гармонически развитую личность без развития у школьника способности грамотно мыслить. Именно поэтому формирование и развитие культуры мышления учащихся является приоритетной задачей любой «школы».
    В отношении обучения игре на классической гитаре на начальном этапе следует решать «постановочные задачи» на уровне мышления. Все постановочные элементы игрового аппарата должны вводиться и прорабатываться последовательно и предельно осмысленно. Особое внимание здесь следует обратить на логику движений и главный методический принцип «приоритета правой руки». Таким образом, постепенно будут создаваться благоприятные условия для формирования и развития системы мышления учащихся.
    В музыкальном образовании понятие «мышление» обычно сужается до рамок музыкального мышления, которое часто относят к одному из видов музыкальных способностей. Но такое узкое понимание этого вопроса является явно недостаточным, так как процесс обучения исполнительскому мастерству на классической гитаре настолько сложен, что затрагивает многие области знаний, которые на первый взгляд не связаны с музыкой. Решение задач музыкального образования включает в себя формирование и развитие соответствующих элементов мышления, отвечающих за различные аспекты исполнительской деятельности. А вся система мышления состоит из упорядоченного набора простейших ее элементов. Подобную систему можно справедливо назвать ординарным мышлением.(1)
    Система ординарного мышления главным образом зиждется на концептуальных идеях известного отечественного психолога П.Я. Гальперина. В середине ХХ столетия он предложил свою теорию планомерно-поэтапного формирования умственных действий, понятий и образов.(2) Согласно этой теории максимальный развивающий эффект в обучении достигается при условиях рационального использования умственных операций в учебном процессе. Одновременное исполнение нескольких задач требует от человека определенного умственного напряжения. В таком режиме процесс обучения может сильно растягиваться во времени. Теория поэтапного формирования умственных действий помогает рационально подойти к проблеме развития в обучении.(3) Экономия времени в обучении, без ущерба для развития учащихся, достигается за счет того, что применение этой теории позволяет не допускать лишних операций (действий)(4) и исключить из процесса обучения метод «проб и ошибок».(5)
    На начальном этапе особенно важно следовать главному методическому принципу: каждому физическому действию всегда должно предшествовать умственное действие, а не наоборот. Этот процесс управляется ординарным мышлением и его развивает.
    Развитие ординарного мышления в дальнейшем помогает юному музыканту приобрести потребность в теоретическом мышлении, что, в свою очередь, позволяет развить способность моделировать конечный результат и определять истинную причину возникающих ошибок, а не устранять их многочисленные проявления.
    В процессе обучения исполнительскому мастерству на всех ступенях музыкального образования необходимо на основе теории формирования умственных действий разработать систему развития ординарного мышления, позволяющую упорядочить и регламентировать работу по изучению репертуара. Отметим, что исполнитель в работе над музыкальным произведением на каждой стадии его готовности думает о различных аспектах рассматриваемой творческой деятельности. Так, например, содержание ординарного мышления полностью различно в случаях чтения с листа или разбора музыкального материала и концертного исполнения выученного наизусть музыкального произведения. Это является важной особенностью ординарного мышления.
    Таким образом, применяя и развивая вышеизложенные идеи в работе над музыкальным произведением можно научить учащегося правильно мыслить в каждый момент времени, а, следовательно, заметно ускорить процесс обучения и повысить его качество.
    Ординарное мышление должно развиваться в процессе всего срока обучения, а его содержание и расстановка в нем акцентов различны на каждой ступени всей системы музыкального образования.
    Так, например, одной из главных задач высшей школы является развитие у будущего исполнителя оркестрового мышления - одного из видов музыкального мышления. Оно используется не только в работе над исполнением музыкальных произведений с оркестром. Исполнитель с развитым оркестровым мышлением имеет больше исполнительских возможностей как в сольной практике, так и в качестве участника различных ансамблей.
    Развитие оркестрового мышления является самой трудной задачей, и чтобы ее решить, необходима серьезная подготовка в течение всех предыдущих лет обучения. Не последнюю роль в этом играет система развития ординарного мышления. Она является базой для достижения высших исполнительских задач.
    Таким образом, в настоящее время в отечественной системе преподавания игры на классической гитаре назрела необходимость в совершенствовании методов обучения. Для достижения этой цели первостепенная роль должна отводиться формированию и развитию мышления учащихся-гитаристов, в частности - системе развития ординарного мышления. В этой связи вопросы данной проблематики требуют более глубокого научного изучения необходимого для разработки и скорейшего внедрения в учебный процесс современных методик обучения.
(1) От лат. ordinarius - обычный.
(2) Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А.И. Подольского. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - С. 480.
(3) Там же.
(4) Там же - С. 309.
(5) Там же - С. 381.

скачать статью в формате Word (33 Кб)

статья, В.Г. Борисевич, научная работа, мышление, классическая гитара, конференция

Previous post Next post
Up