Железнодорожная линия Текстильный - Комсомольск

Sep 08, 2014 22:19

Летом четыре раза в неделю на станции Текстильный на окраине города Иваново можно наблюдать довольно странный пассажирский поезд. Он не обозначен ни в одном расписании РЖД, его конечный пункт - Комсомольск - также невозможно найти ни в одном атласе железных дорог. Причина простая, но весьма неочевидная. Дело в том, что поезд, как и вся линия Текстильный - Комсомольск, не относится к Российским железным дорогам, но при этом является полноценным общественным транспортом (сейчас подобные линии можно пересчитать по пальцам одной руки).
Железная дорога до Комсомольска очень живописна, сильно отличается от линий РЖД и вообще является одной из самых необычных в России, но при этом малоизвестна.


UPD: В 2014 году пассажирский поезд Текстильный - Комсомольск совершил свой последний рейс в истории. В настоящее время повторить нижеописанную поездку не представляется возможным.
UPD2: В 2018-2019 годах ведется уничтожение дороги Текстильный - Комсомольск. Малоизвестный город Комсомольск полностью лишился железнодорожного сообщения. Поезда уже никогда не будут ходить по этой тихой малодеятельной ветке. Фотографии в данном репортаже можно считать исторической ценностью. Описано состояние дороги на июнь 2014 года.

Об истории этой железнодорожной линии известно совсем немного. Железная дорога в Комсомольск строилась в 1930-х годах как подъездной путь Ивановской ГРЭС, которая изначально работала на торфе. Топливо к ней доставлялось как по широкой колее, так и с использованием крупной сети торфовозных узкоколейных дорог вокруг Комсомольска, ныне не существующей. Интересно, что небольшой участок широкой колеи в черте Комсомольска был электрифицирован. При этом электрифицированных железных дорог общего пользования (принадлежащих РЖД) в Ивановской области никогда не было.
Пассажирское сообщение, вероятно, существует почти все время с момента постройки дороги. До 2003 года поезда отправлялись от главного вокзала города Иваново. Они всё же заходили на пути МПС и были обозначены как Иваново - Текстильный (это две соседние станции). С 2003 года поезда отправляются от станции Текстильный. Количество поездов сокращалось: вначале они стали ходить четырежды в неделю (до этого ходили ежедневно), затем курсирование стало прерываться с конца октября по конец апреля. Но в отличие от многих линий РЖД, пассажирское движение сохраняется по сей день и планов отмены нет. Точное расписание можно посмотреть здесь.
P.S. В феврале 2015 года железную дорогу объявили "не удовлетворяющей требованиям безопасности пассажирских перевозок". Для продолжения пассажирских рейсов необходимы миллиардные вложения для ремонта путей, а также получение лицензии у ОАО "РЖД". К таким затратам Ивановская область не готова, в связи с чем пассажирское движение на этой линии можно считать окончательно отменённым.
P.P.S. В 2018 году железную дорогу Текстильный - Комсомольск начали уничтожать. По состоянию на конец мая 2019 года, разобран путь от 17 километра до Комсомольска, разрушаются депо в Комсомольске, станционные здания в Марково и на 15 километре. Скорее всего, продолжит существовать только участок до преприятий в Михалёво (7 из 33 километров). До Комсомольска больше не пройдёт ни один - не только пассажирский, но и грузовой поезд. Фотографии процесса разборки дороги можно посмотреть на сайте Сергея Болашенко.

Мы воспользовались пассажирским поездом Текстильный - Комсомольск 21 июня 2014 года. Задолго до прибытия поезда из Комсомольска (а основная станция и депо находятся именно там) на платформе начинает царить оживление. Пассажиры - в основном ивановские дачницы пожилого возраста, выезжающие на свои садовые участки вдоль линии.
Поезд состоит из трех довольно старых, но уютных плацкартных вагонов (без верхних полок). Обратите внимание на надписи на вагоне: ни слова о РЖД


Перед отправлением были заняты все сидячие места. Отправление по расписанию в 9:15, но в реальности - на несколько минут позднее.
Глухоманная местность начинается почти сразу после станции Текстильный. Путь проходит через глухой лес. Скрежет веток о вагон, который я многократно описывал, здесь был почти непрерывный. Скорость поезда очень низкая - чуть больше 20 километров в час.


Кроме того, видимо, из-за состояния пути (всё же не РЖД) вагон покачивало из стороны в сторону - характерный признак многих узкоколейных железных дорог. На линиях обычной колеи я такое встречаю впервые.
Первая остановка - 4 километр. Очень колоритное место: ни платформы, ни расписания, ни даже таблички "Остановка локомотива". Ориентиром для машинистов служит тропинка, ведущая к садовым участкам. Здесь вышли первые пассажиры.


Популярность поезда объясняется тем, что далеко не везде, где проходит железнодорожная линия, имеется автодорога. Особенно это касается садовых участков, но многие также добираются из Комсомольска в областной центр. Поезд, даже несмотря на столь низкую скорость, доезжает до Иванова немного быстрее, чем автобус, при ощутимо низкой стоимости билета.
Но вскоре поезд выезжает из леса...


И пересекает довольно оживленную автотрассу Ростов-Великий - Иваново.


Показывается крупное село Михалёво.


И коттеджи богатых ивановцев.


Станция 7 километр - вторая остановка на нашем пути.


Сарай из узкоколейного вагона. Подобных много вдоль линии Владимир - Тумская. Напоминание о существовавшей когда-то в этих краях узкоколейке.


Станция довольно загружена, обслуживает асфальто-бетонный завод.


Но "цивилизация" заканчивается так же быстро. Вскоре о ней продолжают напоминать только линии электропередачи.


Остановочный пункт 10 километр близ деревни Беркино. Как легко можно догадаться, поезд - единственный здесь нормальный общественный транспорт. При этом название остановки показывает расстояние от областного центра.


И снова леса.


На остановочном пункте 18 километр (Ольховка) с удивлением обнаруживаю несколько капитальный зданий начала 1960-х годов. К сожалению, их я не успел сфотографировать, поэтому предлагаю фотографию 2007 года, сделанную С. Болашенко. Скорее всего, на момент их постройки остановочный пункт был станцией.


Платформа остановочного пункта 21 километр. Здесь вышла основная часть пассажиров, которые направились к крупному садовому кооперативу. Поезд стал почти пустым.


Дальше на пути попадаются болотистые места, порой очень живописные:


Линии электропередач много раз пересекают железную дорогу.


Марково - довольно крупный населенный пункт, возникший в конце 1920-х годов при разработке близлежащих торфяных болот.


И здесь же - вторая промежуточная станция с солидным пассажирским зданием. Официальное название станции - 26 километр, но среди пассажиров распространено название Марково.


И опять непривычно - ни слова об РЖД! Кстати, непонятно, почему на табличке станция подписана как "платформа".


Жители деревни на станции встречают приезжающих. Вот уж глухомань! (в хорошем смысле).


В продолжение темы провинциального колорита:


А торф в окрестных болотах очень высокого качества. Во время Великой Отечественной войны Ивановская ГРЭС, работавшая на нем, поставляла энергию не только на предприятия Иванова, но и в Нижний Новгород, Ковров, Москву, Владимир.


Я решил выйти в тамбур...
И на мгновение у меня буквально открылся рот от изумления. Деревянные шпалы, уложенные на песок! Вы где-нибудь видели такое?


Мне доводилось встречать подобное лишь в одном месте - на линии Лодейное Поле - Янисъярви в Карелии.
Лесной коридор. С непрекращающимся скрежетом веток об вагон.




И еще один раритет - деревянный (!) мост через ручей.


Но через некоторое время пейзаж сменяется видом водохранилища Ивановской ГРЭС.


Поезд проходит по плотине водохранилища, которая, кстати, является единственным местом на линии, где невозможно пройти пешком.


Начинаются окраины Комсомольска, по которым поезд идет довольно долго.


Стрелка с фонарем, обозначающим её положение. По вечерам фонари зажигаются, придавая станции особенный, ни с чем не сравнимый вид.


Депо Ивановского ППЖТ-1, к которому относится линия.


И чудом сохранившаяся гидроколонка для заправки паровозов водой. Паровозы работали здесь очень долго - вплоть до начала 1980-х годов.


Вдоль линии тянутся строения электростанции.


Наконец, поезд останавливается на вокзале у высокой (!) платформы - единственной в Ивановской области.


И вскоре уезжает на стоянку в депо.

image Click to view


Увы, вокзал меня удивил не в лучшую сторону. Он оказался закрыт и заброшен, вместо касс в здании пассажиры покупают билеты у разъездного кассира в поезде. Автовокзал, располагавшийся тоже в этом здании, был перенесен в центр города.


Площадь перед вокзалом. Раньше здесь было гораздо оживленнее.


Кусты жасмина перед вокзалом. Кстати, в Комсомольске их оказалось очень много.


Обратно поезд отправлялся вечером и прибывал в Иваново в 19:02, что для нас было очень поздно. Поэтому мы идём в сторону автовокзала, обедаем и дожидаемся ближайшего автобуса.
Спасибо за внимание. Если вы окажетесь летом в Иванове, советую не пожалеть времени и проехать по этой линии. к огромному сожалению, уже не получится :(

Иваново, секретные ж.д., postea deperditum, подъездной путь, Железная дорога, Вокзал

Previous post Next post
Up