Железнодорожная линия Сазоново - Пилево

Oct 08, 2014 19:37

Единственное боковое ответвление от линии Кривандино - Рязановка, про которую я недавно рассказывал, проходило через глухие и наименее обжитые лесные районы Подмосковья и заканчивалась уже в Рязанской области, в небольшом пристанционном поселке Пилево на узкоколейной железной дороге Тума - Рязань, разобранной в 1990-е годы. Эта необычная и довольно интересная линия, увы, спустя некоторое время тоже ушла в историю...



В конце 1950-х годов был сооружен ведомственный подъездной путь от станции Сазоново на линии Кривандино - Рязановка к промышленным предприятиям поселка Радовицкий Мох. В начале 1970-х годов было принято решение о строительстве на его основе железнодорожной линии к поселку Пилево Рязанской области для удобства транспортировки торфа с окрестных месторождений на Шатурскую ГРЭС. В Пилеве к тому времени уже существовала железная дорога, правда, узкоколейная - Тума - Рязань, знаменитая Мещерская магистраль. В 1950-е годы из Пилева протянулись также линии на торфоразработки, а также в Рязановку, именно через неё изначально доставляли торф в Шатуру. Что интересно, она продолжала действовать и после открытия ширококолейной "замены", по ней передавались вагоны на ремонт и обратно с одной узкоколейной сети на другую.
На начальном участке линия Сазоново - Пилево прошла по трассе уже построенного подъездного пути в Радовицкий Мох. В месте, где линии расходились, была сооружена станция Сороковой Бор. Открытие новой линии состоялось в 1976 году. Предполагалось, что по ней будут курсировать пассажирские поезда. Но по странному стечению обстоятельств, пассажирского сообщения здесь никогда не было. Между тем, оно было бы особенно актуально для рабочего посёлка Радовицкий Мох, от которого невозможно добраться до районного центра - Шатуры - без пересадок.
К югу от Пилево уходил небольшой подъездной путь к ведомственной железнодорожной станции Мещёра, к которой подходили узкоколейные пути с торфоразработок. Она была оснащена самым современным на тот момент перегрузочным оборудованием. Ежедневно туда приходил поезд-"вертушка" - тепловоз ЧМЭ3 с вагонами для перевозки торфа, который изо дня в день курсировал по одному и тому же маршруту (в данном случае - на электростанцию в Шатуре), не заходя ни на какие другие линии...
2008 год стал переломным в истории железнодорожной линии Сазоново - Пилево. Шатурская ГРЭС отказалась от использования торфа и перешла на газ - более дешевое топливо. Моментально были разрушены складывавшиеся десятилетиями производственные связи, сотни людей оказались без работы. Прекратилась погрузка торфа на станции Мещёра, в связи с чем дорога Сазоново - Пилево вскоре была законсервирована. Неиспользуемые рельсы пролежали до 2010 года, после чего их стали постепенно разворовывать местные (?) жители с целью продажи на металлолом. Осенью 2012 года они всё ещё лежали на большинстве участков. В марте 2013 года на преступников было заведено уголовное дело по статье "Хищение в особо крупном размере". Но кражи систематически происходили и после этого. На момент моего посещения рельсов уже нигде не оставалось. Вдумайтесь - украдено 33 километра пути! При этом по документам линия продолжает числиться как законсервированная. Настоящая дорога-призрак. В настоящее время аналогичная ситуация происходит с уникальной линией Валдай - Крестцы в Новгородской области, которая так и не смогла стать музейной железной дорогой.
Наше исследование этой железнодорожной линии (вернее, её остатков) состоялось в конце августа 2014 года и происходило в два этапа.
24 августа, во время поездки по линии Кривандино - Рязановка, были сделаны фотографии станции Сазоново. Это, пожалуй одно из самых глухих, сравнительно изолированных и малопосещаемых мест в Московской области.


Станция законсервирована, демонтированы стрелки на ржавеющие и неиспользуемые боковые пути. Вокзал также и заколочен и не используется (я уже показывал эту фотографию в предыдущем репортаже, но всё же повторюсь).


Из всех станций между Кривандино и Рязановкой здесь было самое большое путевое развитие. Эстакада для осмотра вагонов:


Когда-то здесь велась погрузка леса. Сейчас кран простаивает на открытом воздухе.


К югу от станции рельсы на боковых путях исчезают. Поваленный светофор:


Какое-то тоскливое настроение возникает при виде разрушенной техники.


Вскоре пути расходятся. Налево - на Пилево.


А со стороны Пилево входной светофор всё-таки сохранился.


Спустя несколько дней состоялась вторая поездка, на этот раз с использованием автомобиля.
Станция Сороковой Бор (на многих картах она неверно подписана как Сильма) встречает приезжающих вот таким "замечательным" пейзажем. В таком состоянии она пребывает с конца 2012 года. Прямо - на Пилево.


В другую сторону вид ничуть не лучше:


Северная часть станции заросла ещё сильнее.


Для многих, думаю, будет неожиданностью, что на станции Сороковой Бор частым гостем был "ракетный поезд" - БЖРК. В 2012 году товарищ obolev нашел к северу от станции канаву для осмотра тепловоза, а на перегоне между Сазоново и Сороковым Бором можно обнаружить пассивный датчик кода для вспомогательной ориентации (точно такой же можно увидеть в железнодорожном музее на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга). Эта станция была выбрана для таких целей неспроста - она находится рядом с тупиковой автодорогой на Радовицкий Мох, в стороне от крупных населённых пунктов; сюда едва ли можно было попасть случайно.
А вот и платформа, к которой так и не подошёл ни один пассажирский поезд. Из-за такого обилия деревьев не сразу её заметишь.




Неподалёку от нее за деревьями скрывается станционное здание (это не вокзал, поскольку нет зала ожидания и касс).


Тоже заколочен:


На двери - предупреждение :)


Вид с противоположной стороны здания.


Украдены даже провода:


Затерявшийся километровый знак.


Довольно необычно смотрятся погашенные светофоры на пустыре.


С юго-восточной стороны пути расходятся. Прямо - исторически первое направление на Радовицкий Мох, которое прекратило действовать в 1990-е годы, налево - в Рязанскую область.


Переезд через автодорогу около посёлка Радовицкий Мох - судя по всему, единственное место, где сохранились рельсы. Скорее всего, потому что их трудно вытащить из асфальта без специального оборудования.


Рядом с ним сохранился входной светофор на станцию.


Цветные линзы в нём еще целы, поэтому с определённого расстояния может показаться, что в нём горят несколько сигналов.


От переезда начинаются глухие леса, которые окружают дорогу вплоть до конечной станции Пилево. На этом участке линия не проходит через населенные пункты и почти не пересекает автодороги. Погода очень хорошо передаёт настроение.


На шпалах в огромном количестве встречаются металлические предметы - различные детали, имеющие отношение к железной дороге.


Отсюда мы двигаемся в сторону Пилево. Прямая дорога туда от Радовицкого Мха, обозначенная на всех картах в реальности оказалась несуществующей, поэтому нам пришлось выбираться обратно на Касимовское шоссе и делать большой крюк через Спас-Клепики.
Автодорога Рязань - Касимов, в своё время проложенная параллельно Мещерской магистрали, пересекает линию Сазоново - Пилево (вернее, её бывшую трассу) по путепроводу. Здесь тоже нет рельсов. Кстати, соединительная линия узкоколейки, упомянутая в начале рассказа, проходила здесь же, под этим путепроводом.


И вот оно - Пилево, неоднократно воспетое Паустовским. Крошечный посёлок на опушке леса. Он был основан в самом конце XIX века как пристанционный, на узкоколейной железной дороге Рязань - Владимир. Узкой колеи не стало в середине 1990-х годов, а спустя полтора десятка лет посёлок перестал быть пристанционным.


В конце 2012 года здесь ещё были пути широкой колеи. Интересно, что линия из Сазоново была "врезана" в уже существовавшую узкоколейную станцию, существовало несколько пересечений в одном уровне, при этом широкая колея относилась к Московской железной дороге, а узкая - к Горьковской, хотя юридически станция была одна. Слева от места на фотографии лежали пути широкой колеи, справа - узкой колеи.


Это легко определяется по длине шпал.




Пасущиеся посреди бывших путей козы напомнили про "Пастуха узкоколейки" - так называл себя последний её работник, ветеран Сергей Никулин.


Пассажирская платформа, которая так и не была использована по назначению:


Так выглядело это место осенью 2012 года (фотография С. Болашенко). Обратите внимание, что разрушен столб с проводами, установленный посреди платформы.


Рядом с платформой - разрушенный вокзал:


И разграбленное здание дежурного по станции.


А старое здание вокзала, построенное для узкоколейки, кое-как сохранилось и используется в качестве жилого дома.


Где-то в этом месте узкая колея пересекала широкую в одном уровне (как на трамвайных перекрёстках) и уходила правее, на Туму, широкая же некоторое время шла прямо, затем поворачивала и проходила под тем самым путепроводом.


К югу от станции на дороге, ведущей в посёлок Болонь, сохранился ещё один переезд с рельсами. Вид в сторону Пилево.


Сразу за переездом начиналась перегрузочная станция Мещёра.


Следующей целью нашей поездки был посёлок Болонь, где ещё работает торфопредприятие и действует узкоколейная железная дорога - частица Мещёрской магистрали, хотя исторически имеющая с ней мало общего. О ней я расскажу в одном из следующих фоторепортажей.
Спасибо за внимание.

малодеятельные линии РЖД, уничтоженные ж.д., Пилево, Железная дорога, Мещёра

Previous post Next post
Up