Думаю, многие уже слышали
«прекрасную» новость. На смену «Игре Престолов» придёт новый сериал по «Хроникам Эмбера» Р. Желязны. Не уверен, что даже рискну смотреть. Такое чувство, будто чьи-то шаловливые ручонки потянулись к святому. Поэтому я торжественно даю зарок не говорить ничего плохого про сериал, когда (и если), он выйдет, ибо точно не смогу подойти к экранизации объективно, а, значит, буду напоминать старого брюзгу, которого нельзя удовлетворить в принципе. Однако новость - прекрасный повод вспомнить о Хрониках Эмбера. Разговор о книге я начал ещё в
этом посте.
Сегодня мне захотелось обсудить проблему злодеев и злодейства в литературе. У Желязны с негодяями всегда был полный порядок. К сожалению, многие из его коллег по цеху, не потрудились перенять у мэтра искусство воплощения настоящих злодеев. Люди чересчур вдохновились Толкиеным и в результате создали дурной штамп.
Фэнтэзи - мой любимый жанр литературы. Однако идеала в мире не существует, и у всего есть недостатки. К сожалению, фэнтэзи не везёт на злодеев. Я глубоко убежден, враг - второй по важности персонаж книги после главного героя. Девушка героя, друзья героя тоже важны, но злодей выше их всех вместе взятых.
«Я жду тебя о мой возлюбленный враг», - поёт коллектив «Канцлер Ги» в одной из своих песен.
Герой может прожить без друзей и даже без девушки, хоть ярый индивидуализм и не поощряется. Мелочно превозмогать ради собственных шкурных интересов. Нужно бороться за счастье других. Однако истинно-героический подвиг можно совершить лишь при наличии злодея должного уровня.
Если же злодей - чмошник, подвиг получается фальшивый. Именно поэтому враг столь важен.
Со злодеями в жанре фэнтэзи серьёзные проблемы. Чаще других попадаются два типа врагов:
- Тёмный властелин, желающий уничтожить весь мир.
- Больной ублюдок, любящий заниматься бессмысленным насилием ради бессмысленного насилия.
Второй тип сходу отталкивает от себя нормального читателя. Дескать, я убиваю и граблю просто потому, что люблю убивать и грабить. Звучит правдоподобно. Подобных товарищей и в реальной жизни пруд пруди, но в книгах они совершенно не привлекают читателя. Главному герою приходится, вольно или невольно, становится рыцарем без страха и упрека с квадратной челюстью. Подобное противостояние чётко разделяет мир на черное и белое, а посему становится неинтересным.
Образ Тёмного Властелина по-своему привлекателен, но в нём чувствуется фальшь. Совместными усилиями множества авторов Тёмные Властелины превратились в пародии на самих себя.
Возьмём, к примеру, Владыку Саурона. Классический Тёмный Властелин, прототип абсолютного большинства остальных Тёмных Властелинов. Кому из Вас интересен этот герой? Как он дошёл до жизни такой? Чего ему в принципе от жизни надо? Что ему нравится, что и кого он любит? Какие черты характеризуют Саурона как личность? В книгах об этом почти ничего не сказано, чувствуется, что даже автору Саурон был не больно-то интересен. Героям требовался враг, иначе они бы не стали героями, и враг был создан.
Владыка Саурон представляет собой эдакое обезличенное зло, воюющее за всё плохое против всего хорошего. Саурон прямой, как доска.
С подобным Владыкой по-человечески приятно воевать. Против таких, как Саурон, проще всего заключить союз. Ясно, как Божий День, вот Плохой Чувак, который хочет убить всех хороших и свои намерения даже не скрывает. Значит, всем хорошим нужно преодолеть мелкие разногласия и объединиться. Понять и простить прадедушку одного хорошего героя, в пьяном бреду нехорошо отозвавшемуся о прабабушке другого хорошего героя.
Я пытаюсь сказать, для настоящего великого злодея Саурон слишком честный малый! Подобно князю Святославу он громко кричит: «Иду на Вы!», и кричит всему миру разом, дабы ни у кого не осталось сомнений в его злых намерениях. Интерес подобный злодей представляет лишь огромным могуществом.
Авторам приходится изгаляться и давать Тёмным Властелинами возможности на порядок превышающие силы воинства Добра и Света.
Другой хрестоматийный пример - это Боги Хаоса из произведений Муркока (Повелители Мечей, Хроники Эльрика и т.д.). Господи, какое ничтожество во всех книгах представляют собой Боги Порядка. Хаос желает превратить Вселенную в эдакую субстанцию вечно-меняющийся материи. Фактически уничтожить мир. Непонятно только: на кой ляд это надо? Ну, вот не останется в мире людешек и прочих существ, и в чём смысл-то? А смысл и мотивацию заменяет огромное могущество. Силы Хаоса прут несметными легионами, и жалким Богам Порядка остаётся только уповать на Киану Ривза Вечного Воителя в комплекте с каким-нибудь супер-артефактом из прошлого. В сериале «Южный Парк» гениально обыгран этот заезженный сюжет. Армия Зла числом в 10 миллиардов (может, больше) идёт убивать всех хороших, которые могут выставить пару сотен бойцов + Героя!
Великое зло желает поработать и уничтожить весь мир, ну, просто потому, что оно Великое зло. Ему (злу) так себя вести положено.
В компьютерных играх ещё хуже. Арканум - уж до чего шедевр (играешь, всё равно, что читаешь книгу), но и там мотивы героя какие-то мутные. Жил был человек по имени Керган, и обучили его эльфы искусству магии. Шло время, и товарищ Керган взял и сошёл с ума. Сначала придумал тёмную некромантию, потом решил уничтожить всё живое, ибо рассудил, что живые существа сеют нестабильность во Вселенной. Ну, офигеть! Впрочем, в сравнении с глав. гадами из шутеров и однокнопочных РПГ, товарищ Керган ещё держится молодцом.
Исходя из вышеизложенного, авторами делается вывод: раз герой призван сражаться за дело Добра, то ему в пику нужен злодей, обязанный сражаться во имя Зла. Но это же абсурд! Настоящий злодей ничего не обязан, он даже не обязан злодействовать. Вот герой, да, он обязан геройствовать, это делает его настоящим героем. Но желание творить зло во имя идеи великого зла не делает злодея настоящим, это делает его карикатурой.
В бесконечной плеяде бездушных тёмных властелинов каждый истинный злодей, имеющий индивидуальные черты и внятные мотивы, представляет особый интерес для читателя.
При этом важно, чтобы злодей оставался злодеем. Плохой мальчик с улицы или благородный аристократ-вампир, скрывающий за маской сволочизма внутреннюю белость и пушистость - это не злодеи. Это просто герои, выбравший такой стиль поведения, чтобы проще клеить телок, ибо они на плохих ведутся.
У настоящего злодея всё наоборот. Он снаружи белый и пушистый, а внутри монолитная цельнотянутая сволочь. Такая личность не будет штурмовать Минас-Тирит в лоб, да и вообще не попрёт разом войной на всё Средиземье.
Моя сегодняшняя повесть о настоящем человеке злодее была бы неполной без конкретного примера. Следует же рассказать, как надо делать! Недаром я начал заметку с Хроник Эмбера (если кто забыл, пока я тут растекался мыслью, разговор начался именно с Хроник).
Для меня эталоном настоящего злодея стал принц Брэнд.
Вот это персонаж! Ничего общего с Тёмным Властелином. При этом его нельзя назвать больным сумасшедшим ублюдком! Вернее… больным и сумасшедшим, конечно, назвать можно, но ублюдком никогда! Брэнд - принц крови. Рождён в законном браке.
С катушек Брэнд съехал, тут не поспоришь. Однако принц рационален в своём безумии. Он не маньяк-мясник, и, прочтя Хроники несколько раз, могу даже сказать, в чём-то я его понимаю! Мотивы Брэнда логичны. Если другие принцы стали истинными сыновьями своего отца, то Брэнд истинный внук своего деда. Вы так не думаете? Попробую обосновать свою точку зрения (далее, будут спойлеры).
Поставьте себя на место Брэнда. Вы, если и не бессмертная, то невероятно долгоживущая личность, которое может найти и/или создать в Тени (в Отражениях) любой понравившийся мир. Стать королем, богом, просто богатым бездельником - всё, что Вашей душе угодно; но, при этом, все принцы чувствовали фальшивость подобной власти. Ведь имеется настоящий Янтарь. Помимо этого, разум Брэнда, в отличие от остальных принцев, был обезображен не только чувством близости к Янтарю, но и знаниями. Многие знания многие печали. Остальные братья почти не задумывались о природе Янтаря. Брэнд же знал, как возник мир, в котором он живёт. Более того, принц понимал, что он может создать собственную версию Порядка.
Представив всё это, попробуйте ощутить предел амбиций. После сотен лет жизни, мысль создать собственную версию упорядоченного, стала бы для Вас столь отторгающей? Вряд ли. Стать Создателем новой упорядоченной Вселенной! Да, для этого нужно разрушить старую Вселеннуюк, но разве эта не та жертва на которую стоит пойти? Как не может быть на небе двух солнц, так не может быть и двух версий упорядоченного! (На самом деле может, но об этом уже рассказывается в Пятикнижии Мерлина, т.е. в следующей части цикла).
Всё логично. Брэнд один из немногих злодеев, который внятно понимает и может объяснить, за каким лядом он собрался уничтожать Вселенную. Его мотивы не имеют ничего общего с абстрактным служением Высшему Злу. Брэнд никому не служит! В глазах противоположной Янтарю фракции, его дед Дворкин - не менее безумная и отталкивающая личность. Мотивы деда и внука очень похожи, но если первый стал Создателем, то второй потерпел неудачу.
В общем, с мотивами у принца Брэнда всё хорошо. Его безумие тоже рационально и обоснованно. Если сотни лет «думать о мироустройстве», и не до такого додумаешься, а Брэнд был замкнутой личностью. Следует вспомнить, что Брэнд был рыжим, а у рыжих, как известно, души нет. Тогда всё окончательно встаёт на свои места.
Желязны не потребовалось наделять принца несокрушимым могуществом, чтобы подогреть интерес к повествованию. Конечно, забили Брэнда в итоге всем колхозом. Принц - могущественный колдун, наделивший себя уникальными, даже в сравнении сородичами, возможностями. Однако не потребовалось: ковать меч Равновесия, бросать кольцо в вулкан или искать смерть в иголке, а иголку в утке. Развязка пятикнижия Корвина даже в чём-то банальна. Принц умер вместе со всеми своими амбициями, как смертный человек из плоти и крови. Никакого заговоренного чудо-артефакта не потребовалось, ведь Брэнд настоящий. Боги из произведений Муркока или Владыка Саурон из книг Толкиена были уже созданы монстрами. Им даже можно посочувствовать, они лишь орудия Тёмной стороны силы. Брэнд же стал монстром сам, в очередной раз доказав нам на что способен человек!
PS. Что-то я полюбил загадки загадывать, поэтому небольшой вопросик напоследок. Как думаете, кого не хватает на первом скриншоте? Так-то многих персонажей можно подтянуть по разным причинам, но один совершенно точно должен быть по любым раскладам? Кто именно?