Прочитал намедни интересную новость. Московский Комсомолец
пишет - Министерство Образования раздумывает над тем, чтобы сделать шахматы обязательным предметом в начальной школе. Если верить заметке, уже в половине (без малого) российских школ введены уроки шахмат в начальных классах. Ещё в статье сказано, будто бы с помощью шахмат МинОбр планирует бороться, ну, с чем ещё… правильно, с компьютерными играми. Вернее, с популярностью компьютерных игр среди подрастающего поколения. Правда, из текста новости совершенно не ясно насколько озвученные в заголовке цели реально совпадают с «официальной позицией» министерства. В приведённых цитатах министр говорит только о пользе шахмат и их положительном влиянии на успеваемость. Про компьютерные игры не говорится ничего. В завершение статьи идёт интервью с некой «матерью троих детей», но её слова являются лишь… словами матери троих детей. Это при этом, что в заголовок гордо вынесена фраза - «детей попытаются отвлечь от компьютерных игр».
Журналистика она такая журналистика. Не исключено, что вся новость банально высосана из пальца. Но даже если министерство и впрямь вознамерилась бороться с популярностью компьютерных игр при помощи шахмат, то... во всяком случае, сделана попытка предложить хоть какую-то альтернативу за место очередной инициативы в духе «держать и не пущать». Попытка заведомо проигрышная, поскольку засевшее в кабинетах старшее поколение явно не понимает, с чем оно вознамерилось бороться. В их представлении существует некие абстрактные «компьютерные игры», которые ничем между собой не отличаются и нет смысла их как-то классифицировать.
Людей раздражает сам вид подростка, уткнувшегося носом в монитор. Что он делает? О чём думает? - Ясно, либо о чём-то дурном, либо не думает вообще. Просто «тупит» без всякой пользы. С подобным «пониманием» бороться с «компьютерными играми», всё равно, что бороться с некими «книгами». Неважно какими. Книги они книги и есть. Между прочим, в своё время уже само старшее (нынче) поколение вполне могло «отгребать» от своих бабушек и дедушек за пристрастье к чтению, ибо виделось оно тогда многими занятием праздным от труда праведного отвлекающим. Под исключение попадали, разве что, учебники и великая русская литература. Но тут ещё неизвестно, что проще: телегу с щебнем разгрузить или роман Достоевского за день прочитать. Однако подход: «книги читать - только зрение портить» имел место. Сейчас, видимо, настал черёд компьютерных игр.
Ну, да и Бог-то с ним. Государство, либо привьет детям интерес к шахматам, что неплохо; либо в своей фирменной манере заставит шахматы люто ненавидеть, что тоже, как мне видится, не великое горе. Будут играть во что-нибудь другое, ибо сама по себе потребность в игре лежит глубоко внутри человеческой психики, особенно в период детства, когда человек учится.
Шахматы - игра древняя, в силу оной древности популярная, но с распространённым убеждением, будто шахматы - самая интеллектуальная на свете, я бы поспорил. У шахмат есть свои достоинства. Эта игра развивает внимательность, учит просчитывать свои и чужие ходы, прогнозировать действия противника. Всё это замечательно. Однако перечень навыков, способных пригодится человеку в реальной жизни и которым он может "поднатаскаться" в играх, озвученным списком не ограничивается.
Например, шахматы не учат человека распознавать блеф. Это просто вне «системы их координат». Шахматы не предполагают и какого-либо «тумана войны». Ты видишь ровно то, что видит твой соперник. Вместе с тем, даже ребёнку важно и полезно понимать - он всегда видит лишь кусочек мира, но не весь мир целиком. Как говорил дон Аминадо: «Декольте - это только часть истины».
Растекшись «мыслью по древу», я решил составить небольшой перечень игровых жанров, к которым (по моему мнению) было бы полезно приобщить любое юное и не очень дарование. Я бы, будь у меня дети, всяком случае, попытался бы.
Игры жанра - «Мафия».
Подобные игры учат: взаимодействовать с другими людьми, доказывать им свою точку зрения, различать ложь и попытки манипулирования. Для игры в шахматы перечисленные навыки не требуются, но в реальной жизни их значение трудно переоценить.
Как по мне, в Мафию стоит за «уши» тянуть всех детей-затворников. Нравится это кому-то или нет, но человек - существо социальное; взаимодействовать с другими людьми необходимо. Умение «читать» чужую душу в конкретных жизненных обстоятельствах может оказаться куда ценнее способности просчитывать всё на 10 ходов вперёд.
Никому не повредит и навык «покерфэйс». Правда, компьютер здесь, и впрямь, не уместен. В подобные игры следует играть исключительно с глазу на глаз с живыми людьми.
Игры с рандомом.
Рандом бесит. Порой, дико бесит, но от него никуда не деться. В том числе и в реальной жизни.
К сожалению, в глазах старшего поколения карточные игры всегда стояли ниже шахмат. Имхо, зря. Конечно, увлечение ребёнка шахматами ни одного родителя напрягать не станет, в отличие от ситуации, когда любимое дитё вдруг объявит, будто решило научиться играть в покер. Как бы после такого хобби не пришлось квартиру продавать. Однако это не отменяет того факта, что покер требует не только умения просчитывать комбинации, но и крепких нервов.
Теория вероятностей - тоже штука полезная. Понимать, как «броски кубика» влияют на нашу жизнь, дело стоящее. Правда, здесь есть тонкий нюанс. Игры с рандомом бывают разные. Я лично их разделяю на два вида: «играешь ты» и «рандом играет за тебя». Имхо (не закидывайте помидорами) тот же Hearthstone ближе к играм второго вида, как и все ККИ.
Мне больше по душе стратегии с генератором случайных карт, вроде, Heroes of Might and Magic или Age of Wonders. Может, сильно не повезти, но плохой «респаун» - это не приговор. Опять же, есть туман войны, когда ты не видишь, что именно делает твой оппонент, но по неким косвенным признакам (статистике в таверне) можно оценить его действия.
Игры, с непрямым управлением.
Ну, или даже с прямым, но с особенностями персонажей, когда они представляют собой не просто «юнитов», а «личностей». Весьма условных личностей, но, всё же. В своё время Darkest Dungeon впечатлил меня не тем, что в игре сохраняться вообще нельзя и любимого героя не воскресишь, а тем, что оный "любимый" герой мог пропить выданное ему оружие, не уложившись в выданный для «протирания струн души» денежный лимит.
К сожалению, в реальной жизни с подобным явлениями приходится сталкиваться гораздо чаще, чем хотелось бы. Скажем:
- Лёша, сходи, пожалуйста, во второй корпус. Найди там, в подсобке, шкафчик и нажми на зелёную кнопку.
- Хорошо.
Через 15 минут Лёша возвращается:
- Я всё сделал.
Какой-нибудь шахматист может подумать, будто зелёная кнопка и впрямь нажата. Ведь у него в голове есть «шахматная доска», а Лёша на ней - простая фигура. Но Лёша - не фигура, Лёша - личность.
Если Лёша сказал, что зелёная кнопка нажата, это означает лишь то, что она может быть нажата! В тоже время она может быть не нажата, а вместо неё нажата голубая кнопка и не во втором корпусе, а в четвёртом; ибо Лёша мало того, что дальтоник, страдающий географическим кретинизмом, так ещё и настоящий мужик, т.е. ни в каких обстоятельствах дорогу Лёша не спрашивает, а при сомнениях предпочитает не переспрашивать, а ориентироваться по наитию! Понимаете?
Игры, развивающие кругозор.
Конечно, по историческим стратегиям нельзя готовиться к экзаменам. Игра всегда остаётся игрой и, при необходимости, разработчики легко пожертвуют исторической достоверностью в угоду интересному геймплейю.
Так, например, в моей любимой Crusader Kings II письмо с Кольского полуострова до Кипра доходит за считанные недели, но при этом, данная игра лучше (наглядней) любого учебника или фильма раскрывает суть феодальных взаимоотношений. Скороговорки из учебника, вида «вассал моего вассала - не мой вассал» перестают быть тарабарщиной.
Приходит ясное понимание, почему царевны не могут выходить замуж за трубочистов, да и вообще в старом мультике «Летучий корабль» самая нормальная мечта была у… боярина Полкана.
Я коронован, рядом Забава, новые земли, новая слава,
Новые деньги, новые связи, вот оно счастье, в князи из грязи.
(Когда переиграл в Crusader Kings)
Шутка! Для детей начальной школы Crusader Kings, всё же, не предназначена. Уж слишком эта игра про «правду жизни». Ну, зачем ребёнку знать, что король может забабахать пирамиду в честь любимой собачки, истратив доходы казны на 10 лет вперёд, ну, просто по приколу. Да и сложноват CS2 даже для взрослых людей. Слишком много нюансов.
Однако партию в туже Цивилизацию вполне можно счесть хорошим экскурсом в историю. За 5-8 часов мало какой образовательный фильм так наглядно и увлекательно опишет базовые стадии исторического процесса и научно-технического прогресса.
Такой вот у меня получился список не только интересных, но и полезных для общего развития игровых жанров. При этом хоть я почти не играю в шутеры и редко захожу в платформеры, игры развивающие реакцию, я бы тоже не стал сбрасывать со счетов, считая их исключительно разбазариванием времени. Всё хорошо в меру. Ну, а DOTA2 вообще может стать настоящей школой жизни, тут и тебе реакция, и тактика, и стратегия, и стрессоустойчивость, и взаимодействие с живыми людьми!
PS. Если Вам понравилась моя заметка, приглашаю вас в свой журнал. По ссылке
Дайджест Вы сможете прочитать самые интересные обзоры, рассказы и статьи за моим авторством.