Настоящим предупреждаю: под катом вас ждёт очень длинный и очень обстоятельный поток сознания пост, посвящённый Age of Wonders: Planetfall. Вернее, лишь первая его часть. Указанной заметкой я вознамериваюсь открыть целую серию постов, посвящённых новому творению Triumph Studios. «Букоф» будет очень много, как в лихие времена моих
литстримов. Читателям изложенная под катом писанина наверняка покажется излишне въедливой, но это не баг, а фича. Заметка написана фанатом и для фанатов, к тому же… как бы правильней выразиться… м-м-м, словосочетание «фанатом нетрадиционных взглядов» я употреблять не буду. Просто скажу - я обожаю серию Age of Wonders, но вторую часть (наиболее любимую олдами) ставлю ниже третьей в своём личном табеле о рангах.
Age Wonders III лучше своей легендарной прародительницы (моё личное хрен оспоришь мнение), в первую очередь, за счёт вменяемого ИИ; и в новом проекте Trump Studios меня волновало не столько обилие фич, сколько умение компьютерного оппонента ими пользоваться. По указанной причине я и не смог вовремя «хайпануть», написав обзор в первую же неделю после релиза. Как это сделали все приличные рецензенты. Я счёл своим долгом пройти минимум 2/3 кампании и четыре миссии на случайно-сгенерированных картах. Разумеется, на последней сложности. Я пытался разобраться: ждёт ли игрока хоть какой-то челлендж в сингл-игре?
Спойлер: за рядом оговорок, ИИ меня порадовал, но первая заметка, всё же, будет не о об игровых механиках, а лоре и сеттинге новой части Века Чудес!
Знаете ли вы, что предыдущая часть серии -
Age of Wonders III намного опередила своё время? Игра стала подлинным «бриллиантом» в нелёгком деле популяризации:
- толерантности,
- мультикультуризма,
- охраны всевозможного рода меньшинств от всевозможного рода дискриминаций,
- наконец (самое важное!), защиты окружающей среды и спасения климата.
Увы, социум 2014 не был готов к столь радикальному воплощению новомодных тенденций, отчего Age of Wonders III и была воспринята фанатами неоднозначно. Если во второй части вселенная Века Чудес являла собой классический мир меча и магии, наводнённый брутальными орками, красивыми эльфами, непоседливыми полуросликами и прочими отстало-консервативными элементами; то Age of Wonders III сделала грандиозный шаг вперёд, позволив каждой расе самостоятельно выбирать свою гендерную и мировоззренческую идентичность.
Хочет зелёный и страшный орк отрастить крылья и стать ангелом? - Ради бога. Желает сутулая гоблинка быть соблазнительной суккубкой, сводя с ума всех представителей мужского (да и не мужского тоже) пола? - Пожалуйста! Задумал низкорослый фермер-полурослик раскачаться на стероидах так, чтобы одним ударом мизинца отрывать голову троллю? Ему виднее!
Век Чудес наводнили: эльфы-танкисты, гоблины-проповедники, полурослики-ангелы, драконийцы-суккубы (кто сказал аргонианская дева?) и так далее и тому подобное. Апогеем все терпимости и стремления к прогрессу стал сюжет последнего аддона
Eternal Lords, где некромант-ледяник взялся бороться… как вы в думаете с чем? Правильно! С глобальным потеплением! Ага-ага, это в Age of Wonders. Во вселенной, где волшебники взмахом руки могли превращать зелёные джунгли в ледяные пустыни и наоборот. Вот в этом вот мире некромант взялся бороться за сохранение «экологического равновесия» планеты.
Рад сообщить: несмотря на смену сэттинга с фэнтези на «типа» фантастику, Age of Wonders: Planetfall уверенно продолжает заложенные игрой-предшественницей тренды! В релизе было представлено:
- три ну очень прогрессивные расы,
- две чуть менее прогрессивные,
- и одна совсем непрогрессивная (игра есть игра, и без плохишей никуда, иначе с кем бороться добрым людям и нелюдям?).
Опишу расы, двигаясь сверх-вниз, от наиболее продвинутой до самой, в культурном плане, отсталой.
Амазонки
Раса генно-модифицированных людей, выбравших фокусом научного развития биотехнологии. В процессе искусственно-проведённой эволюции полностью избавились от рудимента прошлого под названием «мужской пол». Модификация была проведена столь давно, что из языка амазонок даже исчезло слово «мужчина». Во всяком случае, во время сюжетной кампании героини амазонок в дипломатических переговорах с другими фракциями использовали речевой оборот «самцы людей».
В настоящий момент амазонки активно занимаются разведением и генетическим улучшением животных, помогающим им в бою. Надо сказать, на фоне остальных фракций амазонки выглядят наиболее «фэнтезийной» расой нового сэттинга. Как фэнтези-раса амазонки и играются.
Основа матриархальной армии: лучницы, лёгкая кавалерия и лекари-разведчицы. Луки, конечно же, непростые, а нано технологичные. Копья наездниц также оснащены лазерными пистолями, позволяющим дать залп на короткой дистанции перед ударом врукопашную. Разведчицы, помимо аптечек, таскают с собой сканеры, позволяющее оперативно считывать информацию с вражеских юнитов, подмечая их наиболее уязвимые места.
Конструкты.
Чуть менее (амазонок не переплюнуть), но всё же прогрессивная раса. От биологической эволюции конструкты отказались в принципе, сделав ставку на импланты и синтез живой материи с машиной. По мере «углубления» данного процесса обрели бессмертие. Специфическое. Вот, так например, выглядит один из базовых юнитов конструктов под названием - Доктор-Инспектор.
Возможно, название отряда переведено на русский язык не совсем верно. Как юнит доктор-инспектор действительно один, но личностей внутри него минимум три. Отряд представляет собой подлинный «медицинских отдел» из трёх голов. Головы насажены на колья, вернее на электроды, закреплённые к корпусу летательного аппарата. Ну, а чё? Выдавать каждому доктору-инспектору собственную пару рук и ног - явное расточительство ценных ресурсов; а тут три специалиста в одном флаконе! И, заметьте, за одну зарплату! Мечта эффективного менеджмента!
Собственно, в подобной «экономии на всём» и заключается вся прогрессивность расы конструктов. Они мусорщики вселенной, у которых буквально всё уходит в переработку. Исследуя космос, конструкты находят и преобразуют в импланты всё хоть сколько-нибудь полезное, непрерывно улучшая собственные тела (то, что от них осталось).
Остальные расы считают конструктов отталкивающими монстрами, но сами киборги с подобной точкой зрения не согласны, считая именно себя вершиной человечества, избавившегося от всех болезней и горестей. Красота же - понятие относительное.
Кир’Ко.
Раса униженных и оскорблённых инсектоидов перед которыми все человечество в неоплатном долгу за ранее причинённые страдания.
Когда-то Кир’ко были расой типичных «зергов», объединённых сознанием улья. Но люди каким-то образом сумели захватить контроль над этим единым разумом, превратив Кир’Ко в рабов. После неизвестного события известного как «Катастрофа», когда Звёздный Союз людей приказал долго жить. Вслед за ним единый разум Кир’ко тоже канул в небытие, после чего каждый инсектоид обрёл свою индивидуальность.
К началу сюжетной кампании Кир’Ко охвачены кризисом национальной идентичности. Они мучительно пытаются понять, что же им делать с обретённой свободой: возвращаться к единому разуму, вере предков и прочим скрепам, или жить дальше, оставаясь отдельными индивидуальностям?
Несмотря на утрату единого сознания, коллективизм в обществе Кир’ко до сих пор силён. Инсектоиды, наверное, самые сильные воины-рукопашники в игре. Сражаясь бок о бок, они усиливают защиту всей армии (чуть не сказал, стаи).
Надо думать, в бою Кир’Ко сильно помогает осознание того факта, что именно они - самые притесняемые меньшинства во вселенной, перед которым все люди обязаны извиняться при каждой встрече (что в кампании люди регулярно и делают).
Авангард
Эдакое «прогрессивное человечество» в глазах фантастов XX-ого века. Духовные наследники Star Trek. Покорители космоса без имплантов, генной инженерии и всего прочего. Просто будущее, просто с космическими кораблями, бороздящими просторы вселенной.
Авангард, уж простите за тавтологию - это авангард человечества. Всегда на острие атаки, переднем краю фронтира. Осознают грехи прошлого, каются за них (хотя и недостаточно сильно перед Кер’ко), стремятся возродить разрушенный Звёздный Союз и сделать человечество великим снова.
В бою полагаются на дистанционное оружие и роботов, опять же, их классического дизайна. Эдакие роботы, как роботы, будто из Звёздных Войн. Воевать солдаты Авангарда, как правило, предпочитают на дальней дистанции. В рукопашную звёздные ковбои ходят редко и даже технику предпочитают лишний раз не посылать.
Синдикат
Наименее прогрессивная часть человечества. Во главе фракции гармонично смотрелся бы какой-нибудь Джабба Хатт. По дизайну городов и внешнему виду юнитов представители Синдиката очень похожи на выходцев с Татуина, только переживших экономический расцвет.
Верхушка Синдиката - потомки торгово-бандитских династий Звёздного Союза, сумевших, после крушения единой государственности, повторно легализовать рабство. Судя по описанию базовых юнитов, в своё время воротилы Синдиката просто загнали подконтрольное население в ипотеку в долговую каббалу, а позже заставили отрабатывать. Нынче отрабатывают уже внуки, если не правнуки тех, кто когда-то занимал. Впрочем, всё по закону. По закону Синдиката. Справедливости ради стоит сказать, что на вершине фракции сидит раскованная и даже в чём-то прогрессивная золотая молодёжь. Ребята любят музыку, пирсинг, движуху, и тому подобную разлекуху.
Пушечное мясо армии Синдиката образуют закованные в специальные ошейники рабы. За ними присматривают надсмотрщики, вооруженные особым оружием с псионическим уроном.
Двары
Увидев предыдущие описания, кто-то может спросить: «Ну, а есть хоть какая-то альтернатива всему этому цирку уродов параду рукопожатности, толератности и прогресссивности? Есть за кого катануть простому работяге?».
Не волнуйтесь, товарищи! Разработчики позаботились обо всех, в т.ч. и о простых пролетариях (ну, при условии, что у простого пролетария вдруг найдётся 930 рублей на покупку игры, а лучше 1549 рублей за версию со всеми будущими DLC сразу, ибо их, вероятно, будет много (первое уже вышло)).
Встречайте! Суровая, жёсткая (как удар кувалды по одному месту) и «наиклюквеннейшая» раса - двары!
Начать, хотя бы, с их прекрасных имён: Корвин Железо, Борис Космо, Иван Норин и, мне особенно нравится - Лена Маскировщица (это почти как Анка, только Ленка; и не Пулемётчица, а Маскировщица).
Названия городов тоже ласкает слух, не какие-нибудь там ZX896-XIO как у конструктов, а - Камыров, Гагаринск, Саратово и т.д.
Далее, прикид. Я ещё не до конца разобрался в лоре игры, но, если ничего не путаю, то двары родом из какой-то глубоко индустриальной жопы планеты Звёздного Союза, застроенной в своё время заводами и шахтами по самое не балуйся. Буквально клочка живой природы на планете не осталось.
Возможно, когда-то двары были людьми, но за века, если не тысячелетия непрерывной каторги в цехах, где им приходилось: и работать, и есть, и спать, и сра… справлять естественные потребности.. народец поизмельчал, а попутно разучился дышать нормальным воздухом. Сейчас все двары вынуждены носить большие, напоминающие бороды, фильтры, в которых атмосферный воздух, ставший для дваров ядовитым, перемешивается с первосортными химическими смесями, необходимым расе для выживания.
Герои-двары, как правило, предпочитают сливаться с народом, одеваясь в шахтёрские костюмы. Наиболее предпочитаемым головным убором остаётся каска, к которой прилагаются модные очки для сварки.
На плечи можно накинуть «импортный» плащ, защищающий от влаги при помощи энергетического поля, а можно, если быть ещё ближе к народу, накинуть на себя волосатую толстую шкуру. Предположительно натуральную и предположительно из медведя. В любом случае прикид для селфи на фоне родного завода получается, какой надо. В меню настроек героя, кстати, имеются различные варианты подсветки. Можно выбрать вариант, как с ночной, так и с дневной смены.
Близость к народу - дело хорошее, но в редакторе есть иные элементы гардероба, позволяющие выделиться над «податными сословиями». Так, всем желающим почеркнуть свою воинскую удаль, целесообразно вместо каски напялить на чело десантный берет со знаком медведя. Цвет берета поменять, к сожалению, нельзя. В теории можно, но с расцветками тканей даже у героев-дваров возникают трудности. Текстильная и лако-красочная промышленность фракции отталкивается исключительно от коричневого цвета, отчего вся линейка дварской одежды являет собой картину «50 оттенков коричневого». При настройке можно выбрать и красный, и голубой и даже фиолетовый цвета, но видны они будут лишь на флаге. В части гардероба, чтобы ты ни выбрал, всюду будут примеси коричневого… сильно в пользу коричневого.
Кому и десантный берет не мил, а хочется ещё БОЛЬШЕ крутости и духовности, дана возможность примерить папаху.
С папахой отлично бы сочеталась большая и толстая нагайка, но нагайку, увы, не завезли. Возможно, в дополнениях будет, но пока нет. Однако не стоит расстраиваться. С папахой хорошо сочетается дварвский дробовик. Как и вся линейка дварфского вооружения он выглядит большим и пафосным, хотя и тяжёлым. Впрочем, как говорил один небезызвестный товарищ: «Тяжесть - это хорошо, тяжесть - это надёжность». Есть варианты и холодного оружия для дваров. В частности представлен симпатичный двуручный «метрический кувалдометр», предназначенный для точечной обработки различных «неровных поверхностей», как в цеху, так и на поле боя. Однако я не рекомендую. Прикид прикидом, но и о функционале забывать нельзя, а с эффективностью оружия ближнего боя в Planetfall есть проблемы, но об этом позже, в соответствующем разделе.
В своё время многим (и мне в том числе) сильно не понравилось отсутствие в Age of Wonders III расовых юнитов последнего (IV-ого ранга). Самые сильные и топовые войска были привязаны к выбору класса, а не расы. В Planetfall это изменили. Система классов никуда не делась и продолжает играть важное значение, но большинство высокоранговых юнитов теперь привязано именно к расе. Перечислять их всех, даже для графомана, вроде меня, будет утомительно, но парочку покажу.
Вот … Топовый юнит Аванграда.
А это - Матриарх, монстр, послушный сильным и независимым амазонкам.
Ну, а здесь…
Землекрушитель - он же «трахтур», адская фиговина, порождённая незамутненным конструкторским гением дваров, где-то глубоко в недрах заводского НИИ. Подумать страшно, сколько при разработке сего девайса было задействовано различных нано технологий. Даже про нано технологичный шланг подачи нано технологичной солярки не забыли.
Правда, по моим личным ощущениям и накопленному игровому опыту (четыре пройденных миссии на последней сложности), общая ценность юнитов IV-ого ранга в Age of Wonders: Planetfall снизилась. Из-за системы апргрейдов ценность рядовых бойцов сильно возросла. Так в некоторых миссиях двары-шахтёры I-ого ранга оставались у меня в основном отряде до самого конца игры.
Однако о битвах, классах, системе исследований и экономической модели я остановлюсь уже в следующей части (или даже частях). Настоящую заметку даже с натяжкой не счесть за аналитику, но я просто не мог не поделиться своими впечатлениями от нового сеттинга Planetfall.
И тут вот какое дело… двары, конечно, топчик! За эту расу спасибо, но в сравнении с Age of Wonders III, я не могу сказать, что на этот раз у разработчиков получилось сделать что-то действительно оригинальное.
При всей своей неоднозначности, полурослики-мутанты и гоблины-проповедники из третьей част Века Чудес выглядели необычно. Смешно, нелепо, но оригинально. Это было действительно нечто новое.
В Planеtfall же…разрабы, вроде, и сделали всё по тем же лекалом, только сменили фэнтези на фантастику, но именно оригинальности не чувствуется. Синдикат явился с Татуина, Авангард с Энтерпрайза, Конструкты из Киберпанка, только удалённого на тысячу лет в будущее, Кир’Ко из Старкрафта, ну, а амазонки - это амазонки. Без них сейчас и «ни туды, и ни сюды». Разработчики отовсюду понабрали идей (и даже скопировали эстетику), а после смешали в кучу, чисто «на поржать». Посмеяться действительно есть над чем, но получилось… не сказать, что плохо, но и какого-то откровения не чувствуется.
С другой стороны, Planetfall - не визуальная новелла и не РПГ, это стратегия; и для стратегии главное - это геймплей; но о нём уже в следующий раз.
Литстрим
Ах, да, чуть не забыл. Те, кто следит за моим творчеством, могут сразу спросить: «А литстрим-то будет?». Как ни как именно с
литстрима (художественного описания прохождения) по Age of Wonders III я, в своё время начинал.
Разочарую. Если устраивать литстрим, то за дваров. Ну, вот приглянулись мне эти забавные крепыши, ничего не могу с собой поделать. Да и играть толком я пока научился лишь за них. И всё бы ничего, броня карликов крепка и танки их быстры, но с отыгрышем за дваров есть проблем. Серьёзная проблема!
Дело в том, что начальная технология в их военном древе исследований называется «Тяжкий Труд». Теха даёт доступ к заклинанию, тьфу… к стратегической операции - «Аврал в цеху», которая резко увеличивает производство в выбранном городе в ущерб настроению его жителей.
Последняя же технология (правда, уже из общественной ветви), так сказать, квинтэссенция научной мысли дваров и вершина прогресса их цивилизации носит название «Планетарная олигархия». Олигархия дают доступ к двум политическим доктринам. Первая снижает стоимость сбора всех юнитов на 25%, а стоимость содержания тяжелых (танков) на 35%, вторая выжимает дополнительный доход в 2 ед. энергии с каждой колониста в ущерб уровня счастью всех поселений.
То есть вы поняли, да? Двары они как самураи. У них нет цели, только Путь. И Путь Дваров - это путь к олигархии через тяжкий труд!
На какой бы планете они не оказались, всё устроено так, чтобы сначала заставить простых работяг вкалывать в цехах в авральном режиме до седьмого пота, делая танчики, а потом ещё и зарплату им за это понизить! И так-то оно, может, и прикольно, но… я пытаюсь сказать, неужели нигде и никогда вы не наблюдали развитие подобного сюжета? Что называется, воочию? А если наблюдали, то к чему листрим?!
Да и моя инди-игра сама себя не доделает.
PS. Если вам понравилась моя заметка, возможно, вам понравится и разрабатываемая мной в RPG Maker компьютерная игра. Эпично-юмористеческий инди-рпг-проект - Героини Меча и Магии. Подробнее прочитать об игре и скачать демку можно
в моём же блоге или в
группе игры в VK.