ВНИМАНИЕ: Если вы постоянно задро… проводите вечера в Hearthstone, MTG Arena, Legends of Runtera и/или других коллекционно-карточных играх (далее - ККИ), обязательно прочтите настоящее предупреждение перед тем как приступить к основному обзору.
Настоящим до Вашего сведения доводится:
Знакомство с Monster Train может нанести непоправимый урон вашей психике. Существует ненулевая вероятность того, что эта игра заставит вас пожалеть о потраченных на любимую ККИ донатах, особенно в случае попытки подсчитать объёмы просра… вложенного за долгие годы. Читайте (и вникайте) в нижеописанное на свой страх и риск.
Что ж, надеюсь, моё предупреждение отпугнуло от экранов всех особо впечатлительных «кки-ишников» и дальше можно будет писать по делу, не боясь задеть чью-либо ранимую душу. Сразу расставлю точки над «i» - Monster Train не коллекционно-карточная игра. Упс! Это рогалик (игра жанра Roguelike). Однако указанный рогалик имеет определённый шанс отбить у вас охоту к ККИ. Раз и навсегда. В каких случаях оный «шанс» реализуется? Чтобы ответить на этот вопрос мне придётся пройтись по базовым механикам всех ККИ, отчего обзор начнётся со скучной (увы!), но важной матчасти.
Геймплей коллекционно-карточных игр складывается из двух этапов:
Этап первый - составление собственной колоды, так называемый «декбилдинг».
Этап второй - непосредственно сам матч (игра).
В далёкие предалекие времена (когда трава была зеленее, а люди играли в ККИ, раскидывая картонки по столу) «декбилдинг» был наиболее интересной и «вкусной» частью геймплейя. Весь этот завораживающий процесс «медитирования на карточками», когда ты садишься прямо на пол (ибо на стол всё не влезет), вываливаешь из коробки свою коллекцию карт и начинаешь вдумчиво перебирать стопки бумажек, выдумывая реально свою реально уникальную колоду.
Непосредственно сам матч был лишь приятным дополнением к основному блюду. В нём игрок волей-неволей выступал с позиции ведомого. Что в руку пришло - тем и играешь. Конечно, можно сбросить карты, понадеяться на рандом, но… всё же, всё же… «матч» - это уже тактика, тогда как «декбилдинг» - стратегия.
К чему я это веду? А к тому, что в современных реалиях ККИ всякая стратегия убита напрочь. Во времена вечной зелёной травы, когда Интернет только зарождался, «декбилдинг» имел смысл. В наше же время… если вы не задрот, готовый отдавать любимой ККИ всё свободное время, ничего оригинального вы не придумаете, а, значит, вашей личной уникальной колоды (как уверяют пиарщики) не соберёте. Вернее, собрать-то вы можете, только смысла в этом нет.
В XXI веке геймплей любой популярной ККИ складывается следующим образом: перед тем как зайти в игру, вы идёте на специализированный сайт и смотрите, какие колоды сейчас в ТОПе. Выбираете понравившуюся, затем заходите в игру и спешите всех нагибать. Если карт не хватает и сходу собрать нужную колоду не получается, приходится: либо фармить, играя чем-нибудь дешёвым, но с высоким винрейтом (как правило агротой), либо донатить. В любом случае, все лучшие колоды (мета) придуманы за вас. Декбилдинг исчез. Вы ведомый на этом празднике жизни (повторюсь, если не готовы буквально жить игрой). В некоторых случаях (не будем тыкать пальцем, хотя это Hearthstone) вам не надо даже перебирать карты. Достаточно скопировать код топовой колоды, и она автоматически соберётся в игре.
Конечно, любую колоду нужно понять. Разобраться, как ей играть; но… это уже тактика. А что делать, когда хочется именно стратегии? Увы, здесь вариантов немного: либо играть в драфт (но в большинстве ККИ это весьма дорогое удовольствие), либо отправиться в режим «приключение» (но не во всех ККИ он присутствует).
Есть ли другие альтернативы? Да, есть! Тут-то я, наконец, заговорю о самом Monster Train.
По моему скромному мнению, эта игра - самый лучший, самый интересный, самый разнообразный, самый реиграбельный и вообще самый-самый (за исключением графики и анимации) режим «Приключение» на текущий момент. Этот «режим» продаётся за 465 рублей в Steam, как полноценная сингловая игра. Помимо Monster Train советую обратить внимание на схожие проекты: Slay the Spire и Knock on the Coffin Lid (от отечественных разработчиков). Очень и очень неплохие игры. На первую я даже писал отдельный
обзор. Однако Monster Train я ставлю выше остальных, ибо этот рогалик, ну, просто поражает количеством контента! В 465 рублей втиснуто столько геймплейя, что диву даёшься.
Сюжет игры начинается с триумфа всего хорошего над всем плохим. Добро победило Зло. Поставило на колени и зверски убило. Длительное противостояние Ада и Рая завершилось убедительной победой последнего. Ангелы, ведомые могучими и благородными серафимами, прорвались в преисподнюю и затушили Пламя, сделав Ад не только мрачным, но и холодным местом.
Казалось бы, всем спасибо, все свободны. Но выжившие демоны не смирились с поражением и решили продолжить уже проигранную войну, дабы высечь ту самую Искру, из которой разгорится новое Пламя. Сделать Ад станет великим снова!
Забыв про былые распри, пять кланов демонов объединились и начали добывать уголь, снаряжая к потухшему горнилу многочисленные бронепоезда. Каждому поезду необходимо миновать девять кругов ада, отбившись от демонических орд… тьфу ты, от ангельских воинств! Чем ближе к девятому кругу прорвётся поезд, тем сильнее будет сопротивление ангелов, а в конце путешествия демонам предстоит битва с серафимом.
Полагаю, вы уже догадались. В Monster Train игроку предлагается примерить на себя роль плохишей, проведя демонические бронепоезда до потухшего пламени. Большинство забегов, как принято в рогаликах, завершится неудачей, но некоторые счастливчики прорвутся, приблизив демонов к заветной цели. Впрочем, ни с первого, ни со второго, ни даже третьего раза (успешного заезда) разжечь Пламя не удастся. Зато будет разблокирован новый контент (карты, артефакты, герои) и т.д. и т.п. Что немало важно, ангельское войско тоже начнёт постепенно усиливаться. Сложность игры будет только возрастать.
Геймплей Monster Train будет интуитивно понятен всем, кто хоть раз играл в ККИ. У игрока есть мана, за которую он разыгрывает карты: выставляет монстров на поле боя или кастует чары. Однако у игры есть интересная особенность. Демонический бронепоезд разделён на четыре этажа. Горнило, которое следует защитить, расположено на самом верху. Ангелы обычно десантируются снизу и каждый раунд преодолевают один этаж. Убить всех демонов они не пытаются. Задача ангельского воинства добраться до пламени. При этом место на каждом этаже ограничено. Выставить всех демонов на один этаж и пождать, пока ангелы об них убьются, не выйдет. Обменявшись ударами, враги просто пробегут мимо.
Концепция немного роднит Monster Train не только с ККИ и рогаликами, но и с играми жанра «tower-defense». Демонов нужно оптимально распределить по этажам таким образом, чтобы как можно меньше число ангелов прорвалось к горнилу. При этом в конце битвы появится босс (высший ангел или серафим), который не двинется дальше, пока не сразит всех нечестивцев на этаже.
Таким образом, игрок должен выстроить оборону поезда таким образом, чтобы оперативно перехватывать рядовых мобов, одновременно собирая «ударное звено» против босса.
Интересно, но, как бы, и ничего сверхособенного. Так почему же я ставлю Monster Train столь высоко? Выше любого приключения в том же Hearthstone. Дело в том, что в игре реально много контента, при этом, я не знаю, как разрабы умудрились всё это сбалансировать, но… они умудрились. По меркам рогаликов баланс в игре очень и очень неплох.
Судите сами. В игре есть пять кланов демонов: адские отродья, пробуждённые, стигийская стража, мрак и тающие огарки. У каждого клана есть два уникальных героя (основной и герой-изгнанник). Герои - необычные демоны, хоть и разыгрываются как рядовые карты. Во-первых, карта героя всегда приходит в руку в первом раунде. Во-вторых, по мере заезда героя можно трижды улучшить в кузнице, и эти улучшения вариативны.
Согласитесь, десять уникальных героев - уже неплохо. Однако это лишь начало. Из MTG разработчики подсмотрели интересную идею - многоцветные колоды. В начале каждого заезда в помощь основному клану демонов игрок выбирает дополнительный. Стартовая колода собирается одновременно из карточек двух кланов. Получается 5*4=20 различных вариаций. Поверьте, если вы выбрали, к примеру, стигийскую стражу основным кланом, а огарков вспомогательным; это будет далеко не тоже самое; как если бы взяли огарков основными, а стигийцев помощниками. За счёт уникальных героев даже внутри одного клана встречаются разные специализации. К примеру, основной герой мрака усиливается, пожирая заморышей (мелких демонов), пытаясь до прибытия ангела-босса нарастить мускулы. Второй герой клана играет оттого, что не он ест других демонов, а они пожирают его! Медленно.
Но и это не всё. Все без исключения карты (и бойцы, и чары) можно улучшать по ходу забега в магазинах (торговцами в них выступают няшные демонические котики). Каждая карта имеет две ячейки улучшений (а если найти специальные артефакты, то и больше). Можно увеличивать урон, снижать стоимость карт, делать чары бесконечными и т.д. На апдейт нужны монеты, которые выпадают за выигранные битвы.
Думаете всё? Нет, не всё. Как уже говорилось, в игре есть уникальные артефакты. Их много, и они разнообразные. Присутствуют магазины, где золото можно потратить не на улучшение карт, а на покупку новых предметов.
Наконец, по пути вам будут попадаться различные эвенты. Нередко вариативные.
Можно взяться спасти подбитого ангела, брошенного товарищами; подвезти для демона «неприятный груз»; обыскать найденные по дороге обломке другого поезда и т.д.
Наконец, воинство добра тоже не дремлет. По мере вашего прогресса в игре начнут появляться новые типы врагов и боссов.
Итог: реиграбельности в Monster Train вагон, и… вам не надо: донатить, покупать билеты на арену, доставать боевые пропуска и прочее. Один раз платишь 465 рублей, выбираешь основной клан, затем выбираешь дополнительный, определяешься с героем, подбираешь ему первое улучшение, берёшь один из двух стартовых артефактов и вперёд! Разжигать пламя. Потом вновь и вновь; накапливая опыт и открывая новые карточки. Каждый заезд - отличное развлечение на полчаса-час перед сном, когда времени (да и настроения) на большие игры уже не остаётся.
Вывод
Так лучше ли Monster Train в сравнении с Hearthstone или MTG: Arena? Да Божечки ты мой, конечно же, нет!!! Корысти ради я поставил «кликбейтный заголовок».
На деле, никакой Monster Train не убийца вашей любимой ККИ. Ведь ни один рогалик не даст вам главного - возможности унизить живого человека. Уделать его полностью! Пускай, этого человека вы ни разу в жизни не видели, но зато вы знаете - там за ником «Супер дупер Вася» скрывается уставший дядя, решивший поднять себе настроение партийкой в картишки перед сном. И вот вы его обыграли! Да, подсмотренной в Интернете колодой, которую ни разу не вы придумали, но уделали! Уделали полностью, испортив человеку настроение перед следующим серым и будничным днём!
В Monster Train, как ни крути, вам противостоит бесчувственная машина. Ей, всё равно, выиграли вы или проиграли. Однако… однако… если в ККИ вас привлекают режимы «драфт» и «приключение», а основной геймплей интересен слабо, Monster Train станет для вас не просто бюджетной, а лучшей альтернативой.
PS. Благодарю за то, что дочитали мой обзор до конца. Если он вам понравился, то возможно (только возможно) вам понравится и моя компьютерная игра, эпическо-юмористическое инди-РПГ с проработанным сюжетом -
Heroines of Swords & Spells. С недавних пор в игре появились карточки и иные предметы сообщества Steam
PPS. Оригинал обзора размещён на iXBT.com