О литературе. Молодые таланты, нужны ли они?

Apr 07, 2015 16:30




Недавно открыл для себя ЖЖ-сообщество sbor_nik - это маленький аналог Кикстартера, только в области литературы. Идея проста: автор («Что он напишет ещё неизвестно!», - А. Райкин) предлагает читателям скинуться на книгу, которую автор обязуется написать после сбора необходимой суммы.

Цель проекта - борьба с пиратством. В сей нелегкой борьбе тяжелее всего приходится именно литературе. В защите авторских прав разработчиков компьютерных игр имеются определенные успехи. Например, всё большее количество игр требует постоянного подключения к Интернету. Вдобавок, стало модным выпускать на рынок игру в «незаконченном виде», приторговывая после релиза разными вкусными дополнениями, которые устанавливаются на лицензионную версию. Наконец, произошёл резкий крен в сторону ММО (многопользовательских игр). Играть в ММО на пиратских серваках - удовольствие сомнительное. Предпринимаемые разработчиками меры не нравятся многим геймерам, однако, это недовольство, как нельзя лучше, иллюстрирует фраза из известного анекдота: «Ёжики плакали, плевались; но продолжали жрать кактус».

Разумеется, «жажда халявы» пробивает все заслоны, но, в целом, пиратов удаётся держать в рамках, и эти рамки сужаются. Новое поколение игровых приставок взломать, насколько мне известно, ещё не удалось.

Увы, в случае с литературой, не помогает ничего. Даже если предположить, что появится супер-пупер защищённый формат от копирования; то ничто не помешает пирату засунуть бумажную книгу под сканер, а потом оцифровать и перевести текст в Word. При этом, современные пираты, в отличие от ларечников в 90-ые, абсолютно бескорыстны. Они ничего не требуют за свой труд. Ну, разве что, заставят посмотреть рекламу, посвященную средству для увеличения детородного органа, во время скачивания книги из пиратской библиотеки.

Победить литературное пиратство сложнее всего, ибо текст - это наиболее простой и доступный для копирования набор информации.

Что же делать? Сперва авторы бросились взывать к «совести» читателей. Увы, под лозунгом - «совесть лучший контролёр», торжественно «просрали» СССР.

Читатели резонно замечают: «Страсть к халяве - это естественная человеческая черта. Все воруют качают, а я что? Рыжий?».

Авторы резонно отвечают: «Желание получить оплату за свой труд - такая же естественная человеческая черта. У человека банально пропадает стимул к работе. А раз читатели перестают платить, то и авторы перестают писать. В итоге всем становится плохо!».

И вот, чтобы всем стало хорошо, было создано сообщество sbor_nik . Читатели дают любимому автору денег, а он пишет новую книгу. Идея интересная, но особого прока не будет. Организаторам сообщества и всем неравнодушным читателем мои бесконечные почёт и уважение, но я думаю, что идея заглохнет. Возможно, нескольким десяткам авторов и удастся собрать деньги, но долго система не просуществует. При этом к указанным «нескольким десяткам авторов» будут относиться только известные личности, у которых сформировался круг читателей.

Автор, как бы, говорит своим поклонникам:
- Уважаемые! Мои книги не продаются за 150 руб штука, половина тиража лежит на складе издательства.
- Ничего страшного, дорой автор, - отвечают читатели, - мы, твои преданные поклонники, так желаем увидеть твоё новое произведение, что скинемся по 500 руб. А Иван Иванович, так 10 000 руб отстегнет, ибо у него хорошая зарплата и ему страсть как хочется увидеть продолжение. Вдруг Роза всё-таки передумает, бросит Филиппа, и вернется к Кристоферу.

А откуда у молодого неизвестного гения возьмётся круг преданных читателей? Нету его, круга этого. На то он и неизвестный гений.

Но не это самое грустное. Недавно, за бутылочкой белого вина и тарелочкой сырного ассорти (в таком состоянии меня особенно тянет на философию или на просмотр аниме), я  глубоко задумался и пришёл к выводу, что позиция авторов слабенькая. Я имею в виду, что фразой: «А раз читатели перестают платить, то и авторы перестают писать», особо-то никого не напугаешь!

Серьёзно… так ли нужны миру новые книги и новые авторы?

Например, я большой поклонник фэнтэзи и фантастики. Много читаю, но до сих пор, я не прочёл всего из того, что принято называть «классикой жанра». А ведь помимо «классики» есть и другие хорошие книги.

Я обожаю серию МИФ Р. Л. Асприна, но я не прочёл другие произведения писателя. Может, они не хуже, а даже лучше. Моё самое-самое любимое фэнтэзи - это «Хроники Эмбера» Р. Желязны; но, помимо легендарных хроник, Желязны был весьма плодовитым писателем. Взять хотя бы гениальный роман «Князь Света». Я читаю рассказы и повести Желязны во время перелетов в самолете, но до сих пор не прочёл и половины. Вот уже два года, как я открыл для себя Терри Пратчетта, и до сих пор не прочитал всех его книг.

Великолепной фантастики - не перечесть. У меня в электронной читалке несколько сотен рассказов, повестей и романов общепризнанных писателей мирового уровня! Как правильно заметил один из моих знакомых: «ТОП-100 русских писателей 19 века - это фактически список всех русских писателей 19 века». А сейчас я сильно сомневаюсь, что у кого-то вообще получится составить ТОП-100 русских писателей, по банальной причине: никто не прочитал всех современных писателей, чтобы рискнуть составить объективный ТОП.

Но даже не это важно. Никто не заметил, что выше я перечислил умерших людей? Да, сэр Терри умер совсем недавно, но «неизвестным гениям» необходимо состязаться в конкурентной борьбе за внимание читателя и с ним тоже! И не только с ним, а с каждым давно почившим мэтром. При этом нельзя зацикливаться только на любимом жанре (в моём случае - фэнтэзи). Если человек забыл законы Ньютона или начала термодинамики, он всё ещё может считаться культурным и интеллигентным человеком… но если он не читал Пушкина?! Бэ-э-э… фу…. Как можно? Что за дикость? Как кто-то может иметь мнение о литературе, если он даже Пушкина не читал.

И в этом проблема… Вернее, даже не проблема, а особенность. Книги с годами не становятся хуже. С фильмами и играми всё иначе. Да есть поклонники немого кино, а в компьютерных играх я сам тот ещё олдскульщик, однако, новые технологии (3D) привлекают потребителей. А потом появится 4D (телевизоры научатся передавать запах), 5D (грудь главной героини можно будет пощупать прямо через экран) и т.д. А что книги? А ничего… буквы они и есть буквы. Книге невозможно придать новую графику, хорошей книге она только вредит. Суммируя сказанное, литературных произведений уже столь много, что хватит на всех. Нельзя объять необъятное, как писал К. Прутков.

Представим себе, что авторы резко перестали писать новое фэнтэзи, и в этот момент к жанру решил приобщиться новый читатель. Заметит ли он вообще, что новые книги перестали выходить? Да ему на всю жизнь хватит: Желязны, Асприна, Перумова, Саймака, Стругацких, Пратчетта, Мартина и т.д. и т.п. И большую часть из океана воистину хорошей литературы он может черпать абсолютно бесплатно!

Так страшна ли, на самом деле, угроза перестать писать? Не думаю.

В детстве у меня была мечта стать писателем. С определенной точки зрения, я им стал. В моём ЖЖ можно посмотреть мои произведения (см. соответствующий раздел дайджеста), но меня это не удовлетворяет, ибо мечта предусматривала, что я смогу прокормить себя оным трудом. Увы, вероятность этого минимальна.

Насколько я могу судить, большинству современных писателей известность пришла через телевизор. По их произведениям сняли фильмы, но это сродни выигрышу в лотерею.  Один из моих любимых авторов - Ольга Громыко. Мне очень нравится её цикл книг про ведьму Вольху Редную. Я считаю, что она пишет не хуже Лукьяненко. Однако по Дозорам сняли кино, а по В. Редной нет. Поэтому объёмы их читательской аудитории различны, как и уровень писательского заработка. При этом Громыко известный писатель.

Не поймите меня неправильно, я написал этот текст не из желания поплакаться. Я вовсе не считаю себя великим и неизвестным гением, недооценённым нерадивым обществом по причине нерадивости этого самого общества. Может быть, когда-нибудь мне повезёт, подобно Джоан Роулинг (книгу о Гарри Поттере сперва отвергли аж двенадцать издательств (на мой взгляд, абсолютно правильно сделали)), но профессия - «писатель» постепенно вымирает, ну, как вымерла профессия трубочиста.

Сочинительство медленно, но верно, переходит в разряд хобби. Соответственно, относиться к этому следует, как хобби. Кто-то собирает марки, кто-то клеит солдатиков, а кто-то пишет стихи. Профессиональные авторы останутся, но, наверное, не в классическом понимании. Кто-то будет писать сценарии для фильмов или диалоги для компьютерных игр; но «рукопись», как вещь в себе, как венец труда некого одиночки будет цениться всё меньше. Выражаясь рыночным языком: «Предложение столь сильно превысило спрос, что означенный товар потерял всякую цену».

Но я ни в коем случае не призываю никого перестать «сочинительствовать». Не стоит отказываться от мечты, однако, необходимо выбрать правильные ориентиры. Стать писателем, зарабатывающим своим творчеством, всё равно, что выиграть миллион долларов в лотерею. Один из тысячи шариков выпал из лотка, и на этом шарике оказалось написано твоё имя. Если это произошло, то превосходно; но нужно помнить, что вероятность этого невысока.

Есть мудрая фраза: «Пиши, когда не можешь не писать». Сейчас нельзя, с моей точки зрения, рассматривать «сочинительство», как призвание или работу. Её ниша - это «хобби». Хорошо, когда хобби приносит деньги, но это не основная работа. Поэтому писать следует тогда, когда не можешь не писать, и когда не можешь не обнародовать результаты своего труда.

Я это к тому, что всем графоманам (вроде меня) следует не только выбросить из головы мысль о пропитании «сочинительством», но и задуматься над тем, что бы ещё и приплачивать потенциальным читателям! Надо же чем-то заинтересовать будущих поклонников? Я вот, например, задумался об этом. Интересно, сколько мне будет стоить (в рублях) уговорить кого-то прочитать мою книгу? И как мне проверить, что книгу прочитали? Что посоветуете?

книги, размышлизмы

Previous post Next post
Up