Впечатления от игры - «Эадор Сотворение» и мода - «Новые Горизонты»

Aug 07, 2014 17:24

Любите ли Вы пошаговые стратегии так же, как люблю их я? Если да, то Вам будет интересно прочитать настоящую заметку. Никаким профессиональным рецензентом компьютерных игр я не являюсь, поэтому на объективность не претендую, просто, изложу свои впечатления от игры.
Уверен, большинство любителей пошаговых стратегий хотя бы слышали об Эадоре. Данная игра творение одного человека - Алексея Бокулева. Программист-одиночка не смог удивить игроков красивой графикой, пафосными вступительными роликами и всем прочим, зато, он подарил нам великолепный и вдумчивый гемплей. А что ещё нужно фанату пошаговых стратегий?



Вспомним бессонные ночи за легендарной третьей частью героев меча и магии. В своё время, графика этой игры была хороша. Но долго ли игрок любовался графикой? Лично я очень быстро поставил скорость анимации на «скачущую лошадь», а симпатичное поле боя «замостил» довольно-таки невзрачной сеткой. Просто потому, что так удобнее играть. В стратегиях графика довольно быстро отходит на второй план, ибо прелесть игры не в этом. Взять, к примеру, древнейшую в мире пошаговую стратегию - шахматы. Безусловно, приятно иметь в домашней коллекции большую шахматную доску, с искусно вырезанными из дерева фигурами. В этом есть нечто элитарное… Но элитарное в том смысле, что приятно вальяжно двигать фигуры, сидя вечерком в креслокачалке, облачившись в домашний халат. Разумеется, с бокалом коньяка в руке. Однако если Вас действительно увлекают шахматы, как игра, а не образ жизни, то наиболее важным для Вас будет наглядно видеть расположение фигур. В этом плане правильно делают все разработчики компьютерных шахмат, обязательно оставляя в игре наиболее примитивную 2D-картинку, из тех, что показывают на профессиональных турнирах. Разумеется, игрок может переключиться на 3D, раскрасить клетки в зеленый цвет или изменить вид фигур, но настоящему любителю игры это развлечение на «десять минут побаловаться». Ну, а когда мы собираемся играть, то хотим наглядно видеть поле боя. В этом смысле я не понимаю, почему разработчики игр так упорно пихают в пошаговые стратегии 3D-графику и пытаются спрятать сундуки за зеленые кустики (привет, Герои 5 и 6!). Это развлечение для любителей «бродилок» или «квестов». Фанаты стратегий покупают игры не для этого.
Думаю, этим объясняется тот факт, что многие игроки пропустили мимо себя ремейк оригинального Эадора, выпущенного студией Snowbird. Эадор Владыки Миров довольно красив, но «прожженного» стратега интересует гемплей.
Игрок хочет новых рас, новых строений, новых плюшек. Это и сделали независимые энтузиасты в моде к оригинальной игре. Мод получил название - «Новые Горизонты».  Именно о Новых Горизонтах я и решил написать настоящую заметку. Однако прежде чем перейти непосредственно к описанию мода, следует рассказать об оригинальном Эадоре для незнакомых с игрой читателей.
Эадор Сотворение - это классическая пошаговая стратегия «старой школы» со множеством оригинальных и свежий идей.
Давным-давно в волшебном мире произошла страшная катастрофа. Планета раскололась на множество частей. Каким образом на осколках сохранилась жизнь, и откуда в небе появилось новое светило, если само солнце было уничтожено, а мир погряз в неизведанной пустоте, всё это желающие могут узнать, проходя кампанию.
В общем, нам предстоит играть за одного из «новых богов», а именно за Астрального Владыку, пытающегося захватить осколки. Прибыв в новый мир, Астральный Владыка подчиняет (нанимает) одного или нескольких героев, а затем начинает созидать новую Империю. Цель Владыки изгнать в Астрал всех конкурентов.


Вначале игры нам дают одну провинцию, на землях которой мы будем возводить нашу столицу. В отличие от Героев 3 замок (столица) будет у нас только один. Все окружающие земли будут приносить дань (в виде золота и кристаллов, реже  второстепенных ресурсов). В провинциях можно строить здания (например, крепости или торговые посты), однако, количество построек ограничено. Основная  градостроительная деятельность развернется в столице. Здесь Эадор заткнул за пояс всех конкурентов. Замки из Героев 3, в сравнении с Эадором, считай, пустые.  Экран строительства огромный. Более различных 200 построек.


В столице можно не только нанять новых бойцов, но и купить экипировку для своих героев. Экономить на снаряжении определенно не стоит. Воскрешение героя влетит в «копеечку», не говоря уже о том, что транспортировка тела героя, умершего на «дальних рубежах Империи», займет много времени. До его истечения вашему королевству придется отбиваться от вражеских армий с помощью стражей  - специальных отрядов наёмников, охраняющих провинции.


Ограничений при использовании артефактов в игре нет. Если вашему «зеленому воину» повезло найти легендарный меч, то не нужно учить бедолагу, в какой руке его держать. Крошить в капусту несносных орков можно начинать сразу. Несмотря на то, что столичные лавки (если вы, разумеется, их построите) предлагают героям вполне достойные экземпляры для «убиения ближнего своего», то настоящие раритеты можно добыть в бою с жуткими монстрами, или купить в лавке редкостей. Артефакты, ровно как золото и кристаллы, можно найти в особых местах, если исследовать провинцию.
Таким образом, если Вы сумели захватить новые земли, Ваше владычество на ними ещё только предстоит утвердить. Местные крестьяне быстро согласятся с новой властью, однако, в провинции можно найти немало разбойничьих лагерей, подземных пещер, заколдованных рощ, жутких алтарей и всего прочего. Обитатели оных мест слыхом не слыхивали о новом правителе. Впрочем, оно и лучше. В полной мере воспользовавшись советом спартанского царя Леонида наши герои «придут и возьмут» всё, что местные смутьяны накопили непосильным разбойничьим трудом.


Помимо мощных артефактов герою понадобится армия. Как известно - один в поле не воин (если ты, конечно, не черный рыцарь 30-ого уровня, с легендарным двуручным мечом, доспехами, а также заклинаниями «неуязвимость» и «вампиризм» в придачу). Герою нужны воины. Особенно, если для игры вы выбрали класс командира.
Солдаты в нашей столице также не появляются сами собой. Как и во всякой уважающей себя стратегии, сперва нужно построить соответствующие казармы (для каждого вида юнитов они свои).


В отличие от других пошаговых стратегий, формирование и содержание армии в Эадоре имеет следующие особенности:
1. Собственно, армию нужно содержать, а именно платить бойцам жалование. В отличие, от Героев 3, где юниты довольствовались единоразовой выплатой при найме, в Эадоре воины желают получать звонку монету (или кристаллы) каждый ход.
2. Как и герои, простые солдаты не чураются самосовершенствования, а посему также растут в уровне. Опытный ветеран может проявить подлинные чудеса силы и доблести, победив противника формально более высокого ранга.
3. В Эадоре царит не только расовая, но и мировоззренческая нетерпимость. Несмотря на то, что вы можете построить в столице, как церковь, так и разбойничий лагерь, объединять в один отряд светлых братьев и разбойников - плохая идея. Это сильно скажется на боевом духе бойцов, а как только мораль солдата упадет до критической отметки, вы потеряете над ним контроль. Боец обратится в бегство, и будет получать большой урон от атак даже слабых противников.
4. Помимо боевого духа важным показателем является - «выносливость», юнит бодро «шинковавший» врагов в начале боя, может быстро утомится и стать легкой добычей для сильных врагов.
5. Важную роль играют такие параметры, как - «защита», «защита от стрел» и «сопротивляемость». Если ваш солдат, закованный в латный доспех, с презреньем поглядывает на пытающихся убить его лучников, то вражеские колдуны быстро избавят воина от чувства собственного превосходства. Как правило, посмертно.
6. Важной особенностью являются второстепенные ресурсы. Основных ресурсов всего два - золото и кристаллы. Золото оно и в Эадоре золото. С кристаллами сложнее. Помимо выплаты жалования и строительства зданий, кристаллы расходуются на «ворожбу». То есть, любое заклятье ваших магов (что героев, что простых бойцов) будет оплачено из казны. Поднятие и содержание нежити также требует кристаллов. Будьте бдительны, иначе возникнет ситуация, когда Ваш маг решит поколдовать, а колдовать-то собственно и нечем.
7. К второстепенным ресурсам относятся: красное дерево, железо, мандрагора, лошади, арканит, мрамор, дионий и черный лотос. Иметь их вовсе необязательно, но крайне желательно. Второстепенные ресурсы встречаются в некоторых провинциях. Сами по себе никаких доходов они не дают, однако, могут очень пригодиться при строительстве зданий и найме армии. Например, если вы построили кавалеристов, но при этом не удосужились найти лошадей, найм каждого всадника обойдется вам по цене слона. В игре это реализовано следующим образом: цена найма бойца составляет Х золотых + лошадь. Если у Вас нет лошади, Вам придется докупить её за У золотых. Учитывая, что в волшебном мире Эадора существует инфляция, очень скоро У может превысить Х в несколько раз. Учитывайте данный фактор при развитии. Иначе над каждым потерянным бойцом ваш казначей будет плакать, как над собственным сыном.
8. Все солдаты в игре делятся на четыре ранга. Разбойник или обычный латник относятся к первому рангу. Паладин и боевой слон к четвертому. Помимо мировоззрения, влияющего на боевой дух, в столице ограничено место под застройку в военном квартале. Вы можете построить только четыре казармы первого ранга, хотя всего доступно двенадцать построек различных юнитов. Тщательно планируйте контур своей будущей армии. Например, если вы забыли построить монахов или светлых братьев, ваших бойцов будет некому лечить. Впрочем, как уже упоминалось выше, злому Владыке от «святош» больше хлопот, чем пользы.
9. Армия героя не может быть бесконечной. Каждый герой имеет параметр - «командование». Чем он выше, тем больше бойцов может состоять в армии героя.  Наиболее многочисленные армии водят за собой командиры, на собственные силы полагается волшебник.
10. Помимо инфляции в волшебный мир Эадора подло прокралась коррупция. Отчего-то разработчик решил, что чем больше государство по площади, тем обильнее казнокрадство (интересно, глядя на карту какого государства, ему пришла в голову столь интересная аналогия?).  Коррупцию можно снизить несколькими способами. Для начала её можно просто не поощрять. Ибо если сам бессмертный Астральный Владыка не гнушается иной раз «взять на лапу», чего уж говорить о простых смертных.
11. В мире Эадора доминируют люди. Эльфы, гномы и полурослики составляют «этнические меньшинства» и собственную империю построить не могут. Однако с одной из рас, в теории на выбор игрока, вы можете заключить союз. Для этого необходимо найти населенную нелюдями провинцию и вместо немедленной оккупации, вступить в переговоры. Возможно, представители расы дадут вам задание, выполнение которого позволит возвести в столице квартал инородцев. На практике заключить союз вы сможете не с кем захотите, а с кем получится. Провинций у нелюдей мало, выполнение заданий во многом зависит от удачи, а времени на выполнение не много. Вас всегда может опередить другой Астральный Владыка. Увы, раз насильственно порабощенные расы напрочь теряют дипломатическую сознательность и в переговоры более не вступают. Даже если их обидел совершенно иной Астральный Владыка.


Общий процесс игры выглядит так: нанимаем героев, вербуем армию, захватываем соседние провинции, исследуем завоеванные земли, собираем деньги и артефакты; не забываем отстраивать столицу, а также развивать и защищать провинции. Строительство Империи - сложный многофункциональный процесс. Следить приходиться буквально за всем. Дабы не дать игроку заскучать в излишней рутине игра время от времени подбрасывает случайные события. То мертвецы восстанут из могил, то рыбаки поймают русалку, то изгнанный дворянин вознамерится вернуть свою вотчину. Случайных событий довольно много и повторяться они начнут спустя длительное время игры. Многие события имеют варианты выбора. 
 Логичным завершением игры стал бы царственный поход на земли других Владык. Но это в обычных играх. В Эадоре противник уже на среднем уровне сложности сам придёт к вам задолго до того, как вы решитесь идти к нему. ИИ ведет себя достаточно агрессивно. В игре есть меню дипломатии, однако, большинство Астральных Владык предпочтут сперва опробовать вас на прочность, прежде чем предложить мир и торговлю. Но любой мир и любая торговля будут временными. Ведь в конце останется только один!
И на стратегической, и на тактической карте, компьютер играет весьма неплохо. Нельзя, конечно, ожидать от ИИ хитрых комбинаций. Однако уровень его героев не слишком отличается от нашего. ИИ активно отстраивает столицу и защищает провинции стражниками. В открытом бою, воины под управлением компьютера также прекрасно знают, что магов и лекарей надлежит убивать издалека лучниками, а закованных в броню латников бросать впереди более слабых бойцов. Если вы оставили в своих рядах брешь и надеетесь, что вражеский кавалерист предпочтет атаковать копейщика, вместо того чтобы проскочить к магу, то надеетесь на это вы совершенно зря. Наоборот ИИ с методичностью машины будет наказывать вас за все тактические просчеты. Использовать заклинания и активные способности своих бойцов ИИ также не забывает.
В общем, это всё что можно рассказать об оригинальной игре - Эадор Сотворение. Ни один настоящий любитель пошаговых стратегий просто не может пройти мимо настоящего сокровища. В принципе, начать знакомство с игрой можно и с ремейка - Эадор Владыки Миров. Приятная 3D графика Вам обеспечена. Функционал тот же самый + несколько бесплатных DLS.
Для чего же я рекомендую играть именно в Эадор Сотворение, когда есть графически красочный ремейк? Отчасти потому, что мне действительно приятнее играть в 2D. Я искренне не понимаю, зачем крутить карту, пытаясь найти нужный ракурс? Сначала это красиво и интересно, но потом на это просто тратишь время.
Однако главная причина играть в Сотворение заключается в моде - Новые Горизонты.  Новые Горизонты - это Эадор Сотворение + побольше. Чего «побольше»? Да всего побольше!  Больше рас, больше случайных событий, больше строений в замке, больше артефактов, больше заклинаний и прочего, прочего, прочего!
 Первая версия мода появилась достаточно давно, однако, лишь недавно я решился поиграть. До недавнего времени я тщательно обходил Новые Горизонты стороной. Причина в том, что зачастую модостроители слишком увлекаются. Да-да, порой любовь к игре бывает настолько сильна, что криворукие мододелы начисто эту самую игру убивают.
Проще объяснить на примере. Мой главный негативный опыт связан с многочисленными модами к игре Baldur’s Gate 2. Я очень люблю эту игру и считаю, что лучшей РПГ не придумали до сих пор. Естественно, я не раз и не два прошёл оригинальную игру, а затем решился установить моды. Это был настоящий кошмар. Практически все без исключения мододелы наплевали на баланс. Каждый хотел засунуть в игру свою собственную эпичную вундервафлю, которая превращает все артефакты из оригинальной игры в набор зубочисток. Мечи на +6 и мантии с иммунитетом к заклинаниям валились, как и из рога изобилия. Скажу честно, я никогда не предполагал, что великую игру можно сделать настолько скучной и неинтересной. Никакие «распиханные» по углам драконы не помогали. Группа, увешанных вундервафлями суперменов уничтожала всё направо и налево.
Уязвленный до глубины души я начал обходить моды стороной. К любым играм. И только большое количество положительных отзывов о Новых Горизонтах, заставило меня пойти наперекор собственным убеждениям.
Я скачал Новые Горизонты. И первой моей реакцией стал скрежет зубов от яростного гнева! Боженька ты мой! Ну, как я мог купиться на этот ужас! Причиной недовольства стал ведьмак, с какой-то радости проникший в мир Эадора!



Посмотрите на этого мерзкого гада! Имя - Геральд, здесь нигде не звучит, но, елки-палки, даже все волшебные знаки Игни наличествуют. А если я что-то и не могу терпеть больше, чем нарушение баланса, так это убийство игровой атмосферы. Что в Эадоре забыл ведьмак?! Можно любить Эадор, можно любить книги Сапковского, но зачем добавлять в борщ сгущенное молоко?! Я не понимаю!
В общем, огромный и жирный «минус» разработчикам мода. К счастью, когда я немного поостыл, всё оказалось не так уж плохо. Слава Творцу, разработчики мода не стали «пихать» ведьмаков в замковые постройки. Нанять в ряды своей армии Геральда не получится. Не исключаю, что вы сможете найти белобрысого ухаря в таверне, среди наёмников, или, получить в качестве трофея нужный свиток призыва, но я лично за время игры способа нанять ведьмака не нашёл. И это, черт возьми, хорошо.
В принципе откровенно «еретических» для атмосферы Эадора юнитов в игру добавлено мало и, что особенно приятно, вероятность их найма, вами или вашим противником, минимальна. То есть, враг не сможет поставить на конвейерный поток производство Геральдов, а то, что в армии нейтральных монстров затесалось несколько «чудиков» - это вполне можно простить. Наверное.… Да, наверное…
В дальнейшем мод оставил приятные впечатления. В отличие от издевательств над несчастным BG2, я получил то, что искал, а именно - баланс. Играть стало интереснее.
Радует, что разработчики усилили нейтралов, при этом чувствовать разницу начинаешь уже с самого начала игры.
Если раньше, при атаке на провинцию гоблинов, нас ждало от четырех до шести обычных зеленорожих негодяев, не умеющих пользоваться ни чем, кроме ножа, то в Новых Горизонтах гоблины освоили профессии лучников и шаманов.


Отряды нейтралов стали куда более сбалансированными. В рядах каждой расы появились: лекари, лучники, маги и, самое главное, бойцы высоких рангов. Соответственно, возросла ценность союзов. Теперь помимо доступа к единственному юниту (например, эльфу-лучнику или орку с дубиной) вам предоставят на выбор дополнительных бойцов.
К сожалению, в ряде случаев, хорошо видно, что модели новых юнитов рисовал другой художник. Иной графический стиль бросается в глаза. Особенно это касается новых рас, введенных мододелами.


Ну, по крайней мере, упоминаний о Дзиззте в игре нет, и то благо. А вот за что реально хочется сказать спасибо художнику мода, так это за картинки героев. Мой черный рыцарь смотрится просто отлично! Мрачный, пафосный! В общем, то, что нужно. Сразу видно, какой длинный и тяжелый путь он прошёл с 1-ого по 30-ый уровень. А ведь это я его таким воспитал (скупая мужская слеза потекла по щеке). Также разработчики не смогли обойтись без заимствований артов из других игр и вселенных. Что тоже немного печально.
Однако я не могу долго придираться к графике. Во-первых, оригинальный Эадор сам по себе графическими изысками не блещет, а, во-вторых, как я уже говорил в самом начале, настоящий любитель пошаговых стратегий получает удовольствие от гемплейя. Картинка через какое-то время, всё равно, перестаёт раздражать. А за удовольствие провести напряженную битву с новыми типами монстров можно многое простить!
 К слову, берегитесь крыс и дроу. Если раньше всерьез плеваться ядом могли только слизняки, то сейчас число желающих «травануть» возросло на порядок. Печально, но в перечне новых заклинаний, ничего, снимающего яд, мне найти не удалось.  В целом, играть стало интереснее. Помимо заклинаний и монстров, в игру добавили множество новых построек, артефактов и случайных событий.

Понравился ли мне данный мод? Да, понравился.
В целом, когда я играл в Новые Горизонты, то искал ответы на два вопроса:
1. Убили ли разработчики мода атмосферу игры?
2. Угробили ли они игровой баланс?
По первому вопросу могу сказать, что атмосфера оригинального Эадора изрядно пострадала, однако не убита на смерть. Вселенная Эадора по-прежнему ощущается, как Вселенная Эадора, а не «сборная солянка» всевозможных пикселей. Если, скрепя сердце, забыть про ведьмака, то существование в мире Эадора тех же крысолюдов можно допустить.
Что касается игрового баланса, то здесь всё стало даже лучше. Игра стала сложнее, однако, осталась проходимой.
Таким образом, разработчики мода справились с задачей сделать Эадор лучше. Он, и правда, стал лучше. Хочется пожелать им дальнейших творческих успехов и чувства меры.

PS. Уберите проклятого ведьмака!

компьютерные игры

Previous post Next post
Up