Соцнорме быть!

Jul 09, 2015 16:06



Один из первых постов в моём ЖЖ был посвящен соцнорме ( см. здесь).  Тогда я ещё не планировал серьёзно заниматься журналом, поэтому пост был своего рода криком души.

Статью я написал 24 августа 2013 года; т.е. уже два года прошло. Тогда идею соцнормы активно обсуждали, и вот, наобсуждавшись, 26 марта 2015 года (я сию судьбоносную дату немного прозевал) приняли поправки к Постановлению Правительства №614 («Об установлении соцнормы»), которые объявляют, соцнорме на электричество быть!

Прочитал я новую редакцию постановления. С прискорбием сообщаю - это лютый бюрократический [вырезано цензурой]!

Если Вы думаете, что сейчас я начну, словно Ленин с броневика, защищать угнетаемые злыми монополистами народные массы, то Вы ошибаетесь! Данная статья посвящена сочувствию энергетикам и, особенно, несчастным «девочкам»-операторам энергосбытовых компаний, которым, вместо секса с мужьями и любовниками, предстоит долго и изощренно [вырезано цензурой] с соцнормой без всякой пользы: ни для народа, ни для государства, ни для монополистов-энергетиков. Только тупая и бессмысленная работа. Только хардкор.

Отчего же мне не жаль бедное население?

Во-первых, я - одиноко проживающий задрот, плачу за электричество примерно 120 руб. в месяц, включая ОДН. Аналогично мой друг. Когда мы с ним собирались бухать в прошлую пятницу, то истратили на сие вредное дело по 700 руб на брата. Другими словами, за то, чтобы месяц в моём доме горел свет, работал компьютер и другие приборы, я плачу меньше, чем одноразово за пиццу (даже когда моя жлобская натура не отказывает курьерам в чаевых). То есть пиццерия получает с меня доход больший, чем электроэнергетики.

Во-вторых, мне прекрасно известно о существовании бедных людей, для которых оплата коммуналки представляет собой реальную проблему, однако, бедные слои населения (ровно как и все остальные слои) смогут легко и непринужденно уклоняться от оплаты потребления сверх нормы (ниже я напишу как именно).

Чтобы стало немного понятней, опишу краткие выводы по посту двухлетней давности:

- Население оплачивает кВтч либо по счётчику, либо по нормативу. В первом случае необходимо осуществлять расчёт услуги по показаниям приборов учета; во втором необходимо мониторить, чтобы число прописанных совпадало с количеством реально проживающих (крайне актуальная для России проблема!).
- Если мы работаем по счётчикам, то нам необходим отдел «девочек»-операторов, которые будут собирать показания и вести базу приборов учета.
- Если мы работаем по нормативу, нам необходим отдел «девочек», которые будут обрабатывать многочисленные заявления о смене прописки, и вносить корректировки в базу проживающих (прибытие/убытие в отпуск, прописка родственников из деревни, и т.д.)
- Соответственно, если мы работаем по приборам, то энергетиков не интересует прописка, если работаем по нормативу, не интересуют счётчики. Что же делает соцнорма? Самые догадливые уже поняли, соцнорма предполагает одновременную работу, как по счётчику, так и по нормативу. То есть, вместо одного отдела «девочек», нам нужно два. Как говорится, проще всего создавать рабочие места именно в бюрократии, а уж чего в ППР №614 много, так это бюрократии (для здравого смысла, увы, местечка не осталось).

Теперь более конкретно о том, какой именно [вырезано цензурой] предстоит. Полный текст ППР №614 можно посмотреть в Консультанте+, здесь я, для удобства читателей, постараюсь пересказать своими словами, не увлекаясь цитированием.

1.      Соцнорма будет обязательно внедрена по всей стране с 30 апреля 2016 года.
Исключение: территориально-изолированные энергосистемы (Камчатка), там соцнорма вводится по желанию местных властей. Ещё важное уточнение, до 30 апреля регионы должны лишь принять решение о вводе соцнормы, само решение может вступить в силу позже, но, вероятнее всего, с 1 июля 2016 года соцнорма начнет действовать повсеместно.

2.      Необходимая валовая выручка энергетиков остаётся неизменной.
Это означает, что проклятые монополии ничего не выиграют от ввода соцнормы!

Необходимая валовая выручка (или НВВ) - это рассчитываемый регионами объём денежных средств, предназначенный энергетикам. Данный объём делится на запланированное потребление и получается тариф.

Например, регион решил, что в 2016 году, энергетические компании (генерирующие, сетевые, сбытовые) должны собрать с населения охулиард рублей. Далее, берется годовой объём потребления, допустим, пол-охулиарда. Тогда тариф будет равен 2 руб за кВтч.

Так вот, согласно ППР №614, соцнорма должна быть рассчитана таким образом, чтобы энергетики ничего не выиграли! Просто появится два тарифа: «в пределах нормы» (ниже нынешнего) и «выше нормы» (больше нынешнего), однако, вожделенный охулиард не станет больше. От того, что кто-то начнет платить больше; а кто-то меньше, энергетикам не холодно не жарко.

3.      Цена «в пределах соцнормы» будет на 3-10% ниже действующего тарифа. Цены «выше нормы» устанавливаются на 40% выше цен «в пределах нормы».

Здесь регионалам предложен некий диапазон. Учитывая, что в России, максимально возможная цена, как правило, оказывается единственно возможной; то логично предположить, что большинство регионов снизит цену только на 3%.

Для Мурманской области:
Действующий тариф для домов с электроплитами - 2,53 руб за кВтч.
Тогда цена соцнормы будет - 2,45 руб за кВтч
Всё, что выше - 3,44 руб за кВтч.

Это только одна ценовая категория, а их вообще-то пять: 1. Город (электроплиты), 2. Город (газ), 3. Село (плиты), 4. Село (газ), 5. Потребители, приравненные к населению (гаражи, огородники и церковь).

Таким образом, вместо пяти ценников у нас будет десять? Думаете, немного? Не волнуйтесь, это только начало. Ведь помимо базового тарифа, существуют ещё тарифы день/ночь и пик/полупик/ночь. Подобные счётчики (два и более табло) не распространены, однако, они встречаются; и цены «до» и «выше» нормы для них необходимо установить.

Вот существующая таблица тарифного меню для населения Мурманской обл:




Здесь уже сейчас 24 позиции; а будет 48!

И это только цены, самое вкусное, это расчёт норм (кВтч).

4.      Все домохозяйства будет разбиты на шесть групп, у каждой группы будет свой норматив.

Тут всё относительно просто:
Первая группа - это домохозяйство из одного человека (я отношусь к такому типу домохозяйств).
Вторая группа - два совместно проживающих лица.
Третья группа - три лица.
Четвертая группа - четыре лица.
Пятая группа - пять и более лиц.
Шестая группа - совместно проживающие лица, не имеющие общего домохозяйства (коммуналка).

Итого нам нужно установить 6 нормативов!

Однако! Я - отдельно проживающий задрот, живу в квартире с газом. Мой друг (тоже отдельно проживающий задрот) варит пельмени на электроплите. Нам ведь нужен разный норматив, верно? - Верно! Поэтому:

5.      Норматив будет зависеть не только от вида домохозяйства (количества совместно проживающих рыл), но и от типа жилых помещений.

Типов жилых помещений тоже шесть, они практически идентичны видам цен, о которых я говорил в п.3

Итого: шесть типов домохозяйств, умножим, на шесть видов жилых помещений; получаем, 36 нормативов!

Думаете, это всё? А вот [вырезано цензурой]

Россия ведь социальное государство, так? Кто сказал: «Нет»? - Обломитесь! Государство думает о бедных и несчастных гражданах.

6.      Для льготников соцнорматив будет увеличен в 1,5 раза!

В отдельную подгруппу первой группы домохозяйств попадают одинокие пенсионеры! Т.е. одинокий задрот и одинокая бабушка будут иметь разный норматив, что докажет всем скептикам социальную справедливость российского государства.

Для тех, кто не понял в чём соль, сообщаю, теперь, мониторить придётся не только количество прописанных, но и их возраст!!!

Но и это ещё не всё! В льготные подгруппы выделяются:
- Многодетные семьи (Т.е. если в пятом типе домохозяйств проживают: мама, папа и четыре карапуза, то это один норматив; а если бабушка, дедушка, мама, папа и два карапуза, то другой!).
- Домохозяйства, в которых проживают инвалиды.
- Домохозяйства, в которых проживают дети-инвалиды.
- Домохозяйства, в которых проживают дети, оставшиеся без попечения родителей.

То есть, живёт семья, в ней ребенок-инвалид, значит, соцнорма всей семьи увеличена в 1,5 раза. Умер ребенок, необходимо вернуть обычный норматив.

Всё это необходимо будет мониторить «девочкам»-операторам!

Но и это ещё не всё!

7.      Для жилых домов со степенью износа более 70% (ветхие помещения) также будет установлен повышенный норматив!

Таким образом, недостаточно отслеживать: проживает ли в квартире одинокий задрот или одинокая бабушка; вести учет инвалидов; многодетных семей и т.д.; энергетикам необходимо будет учитывать ветхость зданий!

Подводя итоги, у меня получилась примерно вот такая матрица нормативов:




Итого: 114 нормативов! 114, Карл!

Каждую ячейку таблицы необходимо разбить на три возможных вида счётчика (однотарифный, двухтарифный или трёхтарифный счетчик), соответственно, на каждый случай тоже должен быть рассчитан норматив (соцнорма в дневные часы, соцнорма в ночные часы и т.д.)

Итого: 114*6=684 норматива!

На каждый норматив имеем две цены (норма и выше нормы), получается 1368 соотношений цена/норматив.

Добавьте к этому ОДН (расчет оплаты гражданами общедомовых нужд) и ужаснитесь!

Скажу честно, если «девочки» со всем этим справятся, то никакие фсб-шники и прочие дармоеды стране просто не нужны! Все будут под колпаком у «девочек». Прописка, возраст, состав семьи, ветхость дома и т.д. и т.п.




Вопрос: а где взять столько умных «девочек»? Людей с дипломами, в стране хоть попой жуй, однако, 2012 году треть московских школьников не смогла решить простейшую задачу про счётчик! (Источник)

Как избежать оплаты соцнормы.

Колоссальная работа, колоссальные силы и средства. Безработица в стране растёт, а тут столько народу «на бумажках» занять можно. Ляпота! На практике службы по тарифам жестко регламентируют численность персонала, поэтому у нас будет один отдел «девочек» вместо двух, но работать каждой из них придётся за троих. Сейчас это принято называть - «ростом производительности труда».

Возвращаясь к началу темы, будет ли от всего этого хоть какой-то «выхлоп»? Теоретически, НВВ энергетиков не меняется, и, опять же теоретически, данная работа не должна дать монополиям ни копейки. Но это теоретически. На практике тарифы будут проиндексированы на уровень предельных индексов, поэтому если энергетики «переберут» НВВ, им могут её срезать, а потом, под каким-либо предлогом, снова увеличить. Поэтому кое-какой «выхлоп» возможен, но будет ли он иметь место в действительности?

Моё мнение - «нет». Доход от соцнормы будет много ниже бюрократических затрат на её введение. Дело в том, что усложнив всё по максимуму (возраст дома, количественные и качественные характеристики проживающих) правительство выбрало максимально примитивный способ расчёта самого норматива.

Объём соцнормы определяется по следующей формуле:


Где: V - годовое потребление электроэнергии населением, P - количество населения.

Таким образом, месячная соцнорма не будет дифференцирована по месяцам! Кто живёт в квартире, учли; какая в квартире стоит плита, учли; имеются ли в квартире льготники, учли; ветхость дома, и ту учли; а вот какой на улице месяц - НЕ УЧЛИ!

Думаю, не надо доказывать, что в декабре и в июле потребление разное. Более того, один месяц в году многие уезжают в отпуск и ничего не потребляют.

Как же избежать или максимально минимизировать риск оплаты сверхпотребления? Да очень просто. Каждый месяц передавайте показания счётчика в пределах соцнормы! Если в декабре переберете, то летом компенсируете! А перед самым вводом соцнормы передайте в сбыт завышенные показания! Да, Вы за раз заплатите много, но по старой цене, и создадите себе большой запас на будущее. Будете даже платить меньше (на 3%) пока запас не выберете.




энергетика и ЖКХ, электроэнергетика

Previous post Next post
Up