О литературе, ко Дню Знаний

Sep 01, 2015 16:45



Сегодняшний топ ЖЖ посвящён обсуждению советской школы. Как всегда, мнения диаметрально противоположные. Впрочем, именно в ТОПе они, как правило, резко отрицательные. Разгромную критику читать интересней. Объективность? - Да кому она нужна!?

Дай, думаю, и я пожалуюсь. Правда, в советской школе я не учился, это была уже школа российская; но занимался я по советским учебникам (других не было) и советским стандартам, вернее, по тому, что оные стандарты представляли собой в середине 90-ых.

Так вот, с прискорбием вынужден сообщить, что российско-советская школа привила мне стойкую неприязнь к родной русской литературе. Именно к русской, т.к. зарубежную литературу мы не проходили.

В итоге, цикл «Проклятые Короли» Морюса Дрюна я обожаю! («Игра Престолов» в сравнении с ним - говно!). Роман «Айвенго» Вальтера Скотта - мне очень нравится. А вот с русской литературой - беда. Булгакова, Пушкина и Салтыкова-Щедрина - люблю, остальное хуже. Терпеть не могу Достоевского! Полностью согласен с фразой: «Не читать его - преступление, а читать - наказание».

При этом, трезво оценивая причины своей неприязни, я понимаю, что корень зла сокрыт не в книгах как таковых, а в методике, по которой они подбирались и преподавались в школе. По идее, сей психологический барьер надо преодолеть, но у меня не получается. Стоит только открыть книгу, и сразу вижу… нет не фигу, а инструкцию, как писать школьное сочинение.

Многие люди пишут, что бездушный ЕГЭ отучает людей думать и формулировать свои собственные мысли, подготавливая шаблонных дебилов. Может, оно и так, сам судить не берусь, ибо ЕГЭ не сдавал. Зато школьных сочинений я написал вдоволь и могу смело утверждать (по крайней мере, для своей школы), что сочинения похлеще ЕГЭ способны убить всякую тягу к нешаблонному мировосприятию.

Дело в том, что весь школьный курс русской литературы посвящён одному единственному сюжету!Всего одна единственная история! Под данный сюжет подведено 90% школьного литературного курса, и по данному сюжету пишется абсолютно шаблонное сочинение! Фактически, весь 9-ый, 10-ый и 11-ый класс бедные школьники (во всяком случае, в моё время) были вынуждены раз за разом писать одно и то же сочинение.

Суть в следующем:
1.      Имеется молодой прогрессивный герой.
2.      Имеется отсталое, тёмное, закостенелое общество.
3.      Герой бросает вызов гнилому миру.
4.      Мир оказывается сильней.
Для вкуса можно добавить несчастную любовь (как правило, герой влюбляется в девушку, но она оказывается дурой не в силах побороть навязываемые миром рамки).

Это всё! Абзацем выше я Вам описал весь школьный курс литературы за три года!

Пользуясь данным шаблоном, можно легко написать сочинение: и по «Капитанской Дочке» Пушкина, и по «Герою нашего времени» Лермонтова, и по «Преступлению и Наказанию» Достоевского, и по «Матери» Горького и даже по «Человеку в футляре» Чехова!

Суть проста! Сначала нужно описать главного героя. Родион Раскольников, Печорин и Павел Власов описываются типовыми фразами. Это молодые передовики либерализма, заточенные на борьбу с «серым» обществом. Единственная тонкость, надо помнить, что школьный курс разделяет русскую литературу на три периода: дворянский, разночинский и пролетарский. Соответственно, сугубо для объёма сочинения, необходимо посвятить несколько строк тому, что Павел Власов - это представитель наиболее прогрессивного класса общества под названием - «Пролетариат». В случае с Раскольниковым передовым классом будут разночинцы. Помимо дополнительного объёма текста в своём сочинении, Вы ещё докажите учителю, что хоть что-то запомнили из его уроков.

Далее, описываем «тёмное и серое» общество. Оно практически у всех одно и то же. Стабильность, мать её! Упоминаем, не вдаваясь в подробности, конкретных представителей «тёмных и серых» и переходим к выводу, что наш герой «задыхается» в их окружении от атмосферы ненависти.

Дальше, если роман, более или менее со счастливым концом (для русской литературы - это редкость) пишем, что герой «сбежал» от общества и скоро сопьётся. Если концовка очевидно грустная, то пишем про то, что один в поле не воин, и нужно «призывать Россию к топору»! Если в произведении имеется несчастная любовь, то посвящаем данной теме дополнительный абзац.

Главное «лить» в своём сочинении побольше воды, конкретные эпизоды следует упоминать вскользь, особенно, если Вы книгу не читали.

Вот такая вот нехитрая схема. Я стабильно получал за каждое сочинение оценку: «5/2». Двойка шла за русский язык и, думаю, по моим постам это до сих пор видно; но суть не в этом.

Вот такое вот на редкость отупляющее занятие. Соответственно, книжные магазины в то время были завалены книжками вида: «100 золотых сочинений». Может, они и сейчас есть, я не обращал внимания. Учителя, разумеется, подобными книжками пользоваться запрещали, и это правильно, иначе ученики совсем бы обратились в роботов, специализирующихся на копировании текстов. Поэтому, за день до сочинения, следовало прочитать краткий пересказ, запомнить имена персонажей (кто «светлый», кто «тёмный») и ключевые эпизоды. Этого было достаточно, пятерка гарантирована!

И так три года подряд! 9-ый, 10-ый и 11-ый классы. Один и тот же шаблон, с редкими просветами в оконце, когда проходили, например, Булгакова.

Понимаю, сколько людей, столько и мнений; но я категорически не согласен, что написание подобных сочинений способствует развитию творческого мышления. По мне, так уж лучше ЕГЭ, галочки в тестах проставлять и то забавнее, могут попасться смешные или нестандартные вопросы; а сочинения, ну, их в задницу!

Возможно, мне ещё с учительницей не повезло. Попалась молодая (только из института), но злобная мегера! Впрочем, сейчас, спустя годы, я её даже понимаю; если у меня написание каждого сочинения вызывало отвращение; то, каково ей было проверять писанину тридцати человек только из одного класса?

размышлизмы

Previous post Next post
Up