Менеджмент и решение вопроса «по-человечески»

Mar 22, 2016 13:22



С интересом почитываю блог mil_yume . Девушка живёт в Японии, и увлекательно рассказывает о своём опыте в подработке. В экономической науке есть даже отдельное понятие «японский менеджмент», и управленческие особенности Страны Восходящего Солнца разбираются в учебниках отдельно. Но теория - это теория, и всегда любопытно узнать, как она реализуется на практике.

В заметке " Арубайто. Выводы." mil_yume подметила интересную особенность. Дурным качеством работника является отказ от самосовершенствования J
«Ну и последнее… У меня это хуже всего выходит. Или не выходит вообще. Но японцы это уважают! А именно - попытки выполнить свою работу на 120%. Например, мой коллега в баре не только выучил все рецепты, но и сам попробовал все японское саке (во вчерашнем посте вы возможно обратили внимание на кучу огромных бутылок у меня за спиной) и записал у себя нотки вкуса каждого! Запахи, впечатления и т.п., чтобы потом самому уметь что-то порекомендовать клиенту. Я попыталась сделать так же, но мне все это саке показалось одинаковым по своей мерзотности… В общем, одно и то же дело можно делать по-разному J Даже я могла бы пытаться придумать какие-то новые коктейли или почитать историю саке, узнать что-то сверх своих прямых обязанностей. Но ничего этого не делала. Объяснения могут быть разными: лень/мне за это не платят/не люблю спиртное в целом. Но факт остается фактом - попыток подняться на ступеньку выше сделано не было. То же самое касается и работы у Аи: ее круглые сутки не было рядом - самое время принести книгу рецептов и экспериментировать. Авось и готовить бы научилась J А я вместо этого от скуки страдала.» - @

Мне в связи с этим вспомнилась забавная история, рассказанная одним знакомым. Ведущий инженер небольшого отдела столкнулся с безынициативным работником и попытался с помощью своих методов сделать новичка достойным звания советского инженера.  За достоверность истории не ручаюсь, однако, причин не верить не вижу. Далее, вольный пересказ за моим авторством.

При собеседовании Евгению Ивановичу понравился молодой выпускник местного технического ВУЗа по имени Сергей. Евгений Иванович сам был отнюдь не старым человеком, недавно ему исполнилось 45 лет. Трудный возраст для руководителя среднего звена. Не так просто руководить людьми старше себя. Есть в этом лёгкий дискомфорт. Да и должного рвения от пожилых людей добиться бывает сложновато. Силы и здоровья уже не те, мысли всё больше о пенсии, и, самое главное, с возрастом тяжелее учиться. Знания даются всё труднее, тем более, знания новых технологий.

«Лучше работать с молодыми, - рассудил Евгений Иванович, - готовыми землю грызть. Отсутствие опыта - это не беда. Может, в чём-то даже и преимущество. Обучим».

Сергей был принят на должность инженера в бюро Евгения Ивановича. Постепенно начались проблемы. Сергей делал всё, что ему говорили. Без огонька, но и без особых нареканий.
Сперва Евгения Ивановича это устраивало, но затем его стало раздражать в новом работнике то, что Евгений Иванович называл «слесарским подходом». Если Сергей получал задание, то он его выполнял, но на этом всё и заканчивалось. Книг Сергей не читал, за новостями и изменениями по своей отрасли не следил. Свободное время он посвящал поглощению кофе, а так же чтению всякой ерунды в Интернете. Интерес Сергей проявлял только к своей семье и своему автомобилю. Это, конечно, было похвально, но недостаточно.

«Слесарский подход» Сергея всё больше бесил Евгения Ивановича. Когда он давал работнику задание (условно) «закрутить гайку», он ожидал вопросов типа: «А почему именно эту гайку?», «А зачем эта гайка здесь вообще нужна?», «А не лучше ли будет вместо гайки закрутить саморез?», «А что это вообще за механизм, и почему мы эксплуатируем его именно так, а не так как рекомендуют в Умном Журнале?». Но подобных вопросов не было. Хотите «гайку» - получите «гайку».

Подумав, Евгений Иванович решил давать Сергею задания посложнее и в более расплывчатой формулировке. Условно, не «пойди, закрути гайку», а «что-то там не в порядке, найди причину и устрани».

Не помогло. Если Сергею объясняли, как нужно делать, он делал. Вожделенной инициативы Евгений Иванович так не дождался. Нередко ему приходилось заново объяснять то, что, как он думал, уже объяснил достаточно подробно. Давать новые, более сложные задания постепенно расхотелось самому Евгению Ивановичу, ибо ему проще (и быстрее) было сделать дело самому, чем пошагово объяснять, как его нужно делать.

Раздражение постепенно накапливалось, и в итоге Евгений Иванович начал в лицо говорить Сергею, что он лентяй. Сперва молодой работник делал вид, что принимал замечания к сведению, но потом начал огрызаться.

Атмосфера постепенно накалялась, однако, Евгений Иванович знал, что за людей надо бороться. В итоге, когда очередное утреннее совещание не задалось, он предложил Сергею «выйти и поговорить по душам».

Мужчины «вышли и поговорили». Коллеги вовремя разняли, поэтому обошлось без синяков и сильных ушибов. Только оба извалялись в снегу и порвали друг другу одежду. Потом, естественно, оба пошли на ковер к директору. Евгений Иванович получил выговор. Однако на этом история не закончилась. Сергей пошёл и написал заявление в полицию. На работу пришёл мент, однако, ничего не добился, да особо и не старался. Свидетели драки имелись, но кто ударил первым, установить не удалось. Сдавать Евгения Ивановича никто не захотел, но он, всё равно, сильно расстроился.

- Я хотел с ним по-человечески решить вопрос, - возмущался Евгений Иванович, - премии ведь ни разу не лишил. У него жена и дети. Денег лишних нет. Директору я тоже не жаловался. Думал, в своём кругу разберёмся. По-человечески! А он на меня заяву в ментовку накатал. Ну, что за человек!? Ладно, раз хочет работать формально, то будем работать формально.

Далее, строго по Уставу организации, Евгений Иванович стал выдавать все задания Сергею письменно, как делать не объяснял, а за невыполнение начал писать служебки о де-премировании.

Здесь стоит добавить, что на Севере лишение премии - это очень болезненное наказание. По закону, на территориях крайнего Севера работодатель обязан выплачивать работникам солидные надбавки. Во времена СССР «северные зарплаты» были больше обычных в 2 раза и более. Сейчас, они больше где-то на 15-20%, т.к. работодатели устанавливают оклады гораздо ниже, чем в Средней полосе. На маленький оклад идут все положенные по закону льготы, и общий заработок получается не намного выше. Собственно, поэтому народ массово с севера и сваливает. Если в 1989 году в Мурманской области проживало 1,150 млн. человек, сейчас чуть больше 760 тыс. Но речь не об этом. Главное, что следует знать, на Севере лишиться премии, значит, лишиться почти половины зарплаты.

В итоге, через пару месяцев, Сергею пришлось искать другую работу. А ведь Евгений Иванович так хотел «решить вопрос по-человечески».

байки

Previous post Next post
Up